logo
Статья
/ Роман Якин
По мнению философа Иллича, именно школа как «репродуктивный орган потребительского общества» задает шаблоны поведения — навязывает индивидуумам мировоззрение, в котором прогресс и экономический рост являются благом, а не злом

«Непрерывное образование» как путь в новое Средневековье

Иван ИлличИван Иллич

О непрерывном образовании говорят давно. Но в последнее время оно становится трендом в мировой системе. Поэтому о том, что непрерывное образование становится главной задачей, говорилось, например, и на VIII Петербургском международном образовательном форуме в 2018 году. Этот форум не случайно проводился в Петербурге на базе Российского государственного педагогического университета (РГПУ) имени А. И. Герцена. Педагогический университет, как неоднократно утверждалось в его стенах, непосредственно отвечает за политику в области образования. Поэтому не стоит пренебрежительно относиться к высказывшимся на этом форуме идеям, даже если на первый взгляд они кажутся нелепыми.

Несмотря на то, что истоки термина «непрерывное образование» можно встретить еще у древних философов, активно понятие непрерывного образования стало вводиться в оборот в 60–70-е годы XX столетия. В то время, хоть и в различных вариациях, это понятие предусматривало обучение человека в течение всей его жизни (например, профессиональное обу­чение, непрерывное повышение квалификации и так далее).

Но, как и во многих других относительно новых веяниях, в системе образования до настоящего времени не выработалось единой концепции непрерывного образования. И именно это позволяет нашим реформаторам (а на деле и международному сообществу разрушителей образования, частью которого являются наши реформаторы) наполнять термины порой совершенно неожиданным содержанием.

В СССР впервые понятие непрерывного образования в официальных документах появилось в 1986 году в Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по коренному улучшению качества подготовки и использования специалистов с высшим образованием в народном хозяйстве». В этом постановлении в частности говорилось: «Требуется углублять фундаментальную подготовку студентов, вести преподавание всех дисциплин на уровне высших достижений современной науки. <…> Обеспечить непрерывное, на протяжении всего периода обучения, экономическое образование, а также правовую и экологическую подготовку студентов…» Такая трактовка не вызывает никаких вопросов ни у одного здравомыслящего человека.

Теперь же понятие непрерывного образования трактуется совершенно иначе. На уже упомянутом мною форуме, в рамках деловой его части, той части, которая предназначена сугубо для специалистов, на межрегиональной научно-практической конференции «Чему и как учить сегодня в школе. Системная инженерия» несколько выступлений было посвящено теме непрерывного образования как «мировому тренду».

Это фрагмент статьи из газеты «Суть времени»

Полная версия будет опубликована через 2 месяца. Чтобы получить доступ к материалу сейчас, вы можете оформить подписку.

Оформить подписку на газету Суть времени

Купить выпуск в электронном виде

Купить материал в электронном виде