Пожирающие черви и «Бессмертный полк». Храм Раздора в Омске — 4 (окончание)
«БЕСПЛАНЬЕ»
Два года некой группе граждан не дает покоя главный омский памятник Ленину. 90 лет назад на этом месте, говорят они, стоял храм Ильи Пророка, а теперь его нет. И дальше, предупредили активисты, без этого храма они и сами жить не смогут, и другим не дадут.
Помните Паниковского из «Золотого теленка» Ильфа и Петрова? Он выпрашивал миллион у нищего конторщика Корейко с зарплатой 46 рублей. Громко, возмущаясь, прямо на оживленном тротуаре. Было смешно. Тем более что Корейко был подпольным миллионером, а нелепые действия Паниковского были частью хитрого плана.
Акции омской группы тоже были нелепы. Но в них не было плана. Жалобы патриарху и президенту на губернатора и просьбы невпопад к самому губернатору — были. Стучание казаков кулаками по столам и кричание на приглашенных безоружных журналистов — тоже были. Высокомерия и пренебрежения к окружающим было так много, что окружающим становилось даже смешно.
Читайте также: Обмануть социологию. Храм Раздора в Омске к приезду Путина. Часть II
Все это не дало малочисленным активистам выдать свое собственное стремление за стремление православной общественности города. Не дало завоевать сторонников. Не дало даже убедить кого-то в том, что у этой странной группы в принципе могут быть сторонники в городе, где православие очень любят.
К октябрю 2019 года Омск словно холодной стеной встал вокруг площади Ленина и дал понять, что со строительством Ильинского храма будут большие проблемы.
Депутаты Горсовета, у которых больших проблем и так хватает, горожан услышали. И предложение устроить из сквера в центре города стройплощадку — отклонили.
«ЖЕРТВУЕТ НА ПОСТРОЕНИЕ ХРАМОВ»
20 апреля 2020 года автор идеи строительства Леонид Полежаев в очередной речи подвел черту сразу подо всей храмостроительной агитацией. Дело было так.
Полгода, начал оратор, пристают к нему горожане с простым естественным вопросом (наберите побольше воздуха в грудь): «Почему прекратилась активная работа по воссозданию собора, вызвавшая в минувшем году значительный интерес многих горожан — сторонников возвращения городу милости его небесного покровителя?».
Фраза «в минувшем году значительный интерес многих горожан» просто оглушает криком о том, что этих горожан мало. А интерес к стройке у них догорает как костер из песни Софии Ротару.
Дальше выступающий принялся за сторонников отсутствия у города «небесной милости», а именно…
За Омскую РПЦ (!): «Позиция Омской Епархии многим представляется двусмысленной: на словах — безусловная поддержка, на деле — противодействие. Редкие литургии на месте утраченной святыни не способны убедить, что возрождение храма нужно епархиальным чинам».
Полежаев пристыдил и митрополита (!): «Скоро 10 лет как митрополит Владимир на Омской кафедре. Может, стоит отметить этот юбилей причастностью к строительству хотя бы одного храма?»
И вот, наверное, откуда право так разговаривать с церковью. «Я все храмы построил в Омской области, чтоб вы знали. Все. До единого. В городе и в районах. Все построены по моим решениям, по моим распоряжениям», — сказал Полежаев на прошлогоднем выступлении (11.10.2019).
Да. Но на севере Омской области есть минимум три церкви, которые Леонид Полежаев точно не строил. И, похоже, даже не ремонтировал.
А без ремонта эти памятники деревянного зодчества XIX века попросту рухнут. Прихожане, собирающие пожертвования на их реставрацию, этого не хотят.
Прихожанам Тарского района, как нам показалось, их церкви гораздо нужнее, чем колокол «Леонид» в омском храме. Недавно восстановленном Леонидом Полежаевым.
ТАКОЙ ХОККЕЙ НАМ НЕ НУЖЕН
Теперь о прихожанах, которые с 1991 по 2012 год несколько раз подряд выбирали Леонида Полежаева своим губернатором.
За эти годы регион потерял сотни тысяч рабочих мест и стал одним из самых бедных в РФ. Население из него бежит. Никто, наверное, не поверит теперь, что при РСФСР область была экономическим локомотивом всей Западной Сибири.
«Десятилетиями вдалбливают в головы омичей, — пишет Полежаев 29 июня 2020 года, — что все зло и все неудачи в Омске — от Полежаева и Абрамовича… Знаете, есть очень меткое выражение, жалко, не моё, а Джонатана Свифта, если кто знает это имя. Он говорил: „Клевета наносит удары обыкновенно достойным людям: так черви предпочтительно набрасываются на лучшие фрукты“» (здесь и далее в цитатах выделения наши — ИАКВ).
На базе приватизированного омского нефтезавода Абрамович и Полежаев в 90-е создали корпорацию «Сибнефть».
Позже ОНПЗ у Омска отобрали окончательно. Вместе с двумя третями слагаемого им регионального бюджета. Нефтеналоги утекли в Санкт-Петербург (где послужили основой экономических чудес).
Но это все ерунда.
Полежаев предлагает омичам начать убиваться по другому поводу:
«Абрамовича с Полежаевым охотно обвиняют и в потере „Авангарда“ и „Арены Омск“, хотя вряд ли кто-то даже в агонии может себе вообразить, что я бы отпустил хоккей из региона… Даже если б землетрясение сравняло бы полгорода с землей, омичи продолжили бы наблюдать за игрой команды».
Поясним. «Арена Омск» — это ледовый дворец, открытием которого Полежаев очень гордился лет 15 назад. В нем играла хоккейная команда «Авангард», которая теперь играет в подмосковной Балашихе. Второй год новая власть не может на развалинах аварийной «Арены Омск» построить новый дворец спорта.
Читайте также: Омичей заверили: новый ледовый дворец не придется сносить, как предыдущий
Это новая власть виновата, что все не бросила и новый спорткомплекс не соорудила. Хоккеистам негде стало играть в Омске — и они уехали.
И в том, что все больницы в Омске (из речи Полежаева), построенные в 1960-х, морально устарели — тоже виновата новая власть. Какого черта она делала цельных три года?
«Меня обвиняют в том, что я метро не построил… Кто вам мешает строить метро?.. Полежаев не построил! Но у меня физически жизни не хватило бы построить все в Омске! Что мог — то построил. Не успел, виноват», — объяснял Полежаев (11.10.2019). Он-то как раз за 21 год правления много сделал для региона, и критиканам бы у него поучиться.
Читайте также: «Мутко ничего не надо»: экс-губернатор Омска оправдался за гниющее метро
Храм на площади Ленина он, как и метро, тоже не успел построить. Даже начать не успел. А от новой власти теперь не дождешься. «Более двух лет в лоб нам говорят: „Не время строить храм“. То выборы Президента, то мэра, то губернатора, то депутатов…», — пишет экс-глава (20.04.2020).
В 2003 году сам Полежаев, помнится, так не боялся омского избирателя: «Я с самого начала знал, что выиграю. Кого бы против меня ни выдвинули — хоть самого Господа Бога» (09.09.2003).
Но времена изменились. В 2019 году было проиграно даже голосование по Ильинскому храму в соцсетях.
До того дошло, что в начале 2020 года СМИ начали цитировать недовольства омичей экс-губернатором.
Им, видите ли, не кажется, что Полежаев заслужил прибавку к пенсии величиной минимум в 15 омских пенсий: «Мы считаем, что над ним должен произойти суд. За Федоровку (международный аэропорт, строящийся с 1981 года — прим. ИА КВ), куда он закопал много денег, за метро… у нас 550 рублей отобрали, а ему 224 тысячи добавили».
ПОЛИГРАФИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Ситуация стала совсем безнадежной, когда Полежаев заговорил о своих сторонниках.
Он счел, что однажды на площади Ленина их собралось очень много. И он решил с товарищем Лениным поговорить так же, как с властью и Епархией:
«Епархия провела литургию и крестный ход на месте утраченного собора. Об этом почему-то мало говорили в прессе, но в крестном ходе и литургии участвовало как никогда много людей. Думаю, что В. И. Ленину, который, как нас учили, „живее всех живых“, было не очень удобно стоять на паперти убитого его идеями собора, молитвенного места православной веры народа… Гораздо уместнее ему было бы стоять среди своих соратников в сквере Памяти борцов революции, куда предлагается перенести монумент. Думаю, там он будет понятнее и доступнее омичам, которым дорога память о вожде революции».
«Если спросят, почему я не отпустил тебя из колхоза в город — покажу им твою писанину!» — говорил актер Ульянов в советском фильме «Председатель». Напомним, что в сцене с ним юноша не позволил себе никаких фамильярностей.
Юноша всего-то написал председателю заявление об уходе из колхоза. Только в качестве причины он указал намерение поступать в порнографический институт.
Он имел в виду полиграфический. Оговорился парень. Но это все равно ничего не меняло. Его несознательность и эгоцентризм были безжалостно и остроумно обнажены перед хохочущими советскими зрителями.
Похоже, что до этого кино Полежаев не дотянул.
СЫР НЕ ВЫПАЛ
«Совершенно бессмысленно, — уверял Полежаев всего за год до своей самострельной речи, — спорить, стоять на Ильинской горке Ленину или стоять Собору. Стоять обоим, как неотъемлемым частям и памятникам нашей общей культуры».
Годом ранее (12.04.2019) именно Полежаев буквально обрушивался на врагов России, «скомпрометировавших ленинизм».
Он называл товарища Ленина «философом с глубоким видением будущего», который «стоял у истоков модернизации мировоззренческого устройства мирового сообщества». В философии Ленина, продолжал Полежаев ту незабываемую по блистательности речь, «можно найти все те же 12 заповедей… он оставил людям веру в этот идеал, и это надо хранить».
Полежаев тогда договорился до возможности канонизировать (!) «святейший образ православного Владимира Ульянова».
Читайте также: подраздел «НАШ ПАРОВОЗ ВПЕРЕД ЛЕТИТ — В КОММУНЕ ОСТАНОВКА»
В июле того же года он призывал колонну «Бессмертного полка» в день 75-летия Победы завершить свое шествие у омских храмов. Заявил, что все герои войны «были крещены и венчаны» и теперь надо «панихидой отпеть души тех многих, так и не упокоенных».
Теперь эти призывы отпеть героев можно трактовать двояко.
Ибо сначала (11.10.2019) Полежаев назвал Ленина «сатанистом», «прививавшим» народу свою «религию» вместе с «апостолами»-большевиками.
А потом (20.04.2020) он без лишних любезностей предложил воспетый им (12.04.2019) памятник Ленину спустить вон с бывшей храмовой горки — на братскую могилу в сквер Борцов Революции. Он там, «думал» Полежаев, омичам «понятнее и доступнее».
А что делать тем омичам, которым более «понятным и доступным» покажется Ильинский храм, если его перенести с площади Ленина на улицу Полежаева? (С 2018 года так называется часть улицы Калинина в городе Исилькуле Омской области — прим. ИАКВ).
Им лучше помолчать, догадываемся мы, прочитав высказывание Полежаева от 26 июня 2020 года: «Я заметил, что многим нашим людям маска (от COVID-19 — прим ИАКВ) к лицу. Она отлично скрывает отпечатки неврозов и злобную мимику. Читайте, дорогие омичи, и будьте добрее».
ЭТО ИХ ГОРОД
«Я тратил на город 60% своего времени и все равно заслужил себе такую память», — говорил экс-губернатор о неблагодарных омичах со злобными лицами. По его словам, омичи уверены в том, что он, Полежаев, ненавидит Омск.
Полежаев, как нам кажется, уверен, что ныне живущие омичи не вправе строго спрашивать с него за результаты его многолетнего правления. И он, как нам кажется, скорее прав, чем не прав.
Но право строго спрашивать в Омске точно есть у «Бессмертного полка».
У погибших на фронте и у вернувшихся с Победой. У работавших по две смены подряд на эвакуированных в Омск заводах. У пахавших колхозные поля на коровах и на самих себе. У строивших железные дороги, дамбы и мосты по пояс в ледяной воде и по колено в снегу. У всех, кто месяцами не спал, руководя боевыми и трудовыми фронтами героической Советской страны.
Эти люди десятилетиями забывали себя и доблестно работали. А за все свои достижения они благодарили своего вождя — Ленина. И всюду, где им очень тяжело было трудиться, они ставили памятники Ленину.
И Бог помогал им. Помогал побеждать. Строить, изобретать, защищать и выживать. Помогал все время.
Даже в то же самое время, когда они взрывали храмы и делали другие очень грубые ошибки. Помогал.
Несомненно, «Бессмертный полк», «словно высший суд», по достоинству оценит все недооцененные современниками 60% время-затрат Полежаева и их результаты. Примет у него «тест на любовь к трехсотлетней истории города и его судьбе».
Цитата выше — из полной пафоса речи Полежаева о принципиальной важности построения Ильинского храма. Он ее адресовал омским властям.
Установка памятника военному преступнику адмиралу Колчаку тоже, много раз утверждал экзаменатор Полежаев в еще «не поумневшем» после совдепов Омске, вопрос абсолютно принципиальный.
Но если новой омской власти, занятой коронавирусом, латанием дорог и ремонтом детсадов, нет дела до вопросов принципиальных, то в «Бессмертном полку» принципиальных людей достаточно. С ними можно поговорить.
Красные командиры Рокоссовский, Карбышев и Малиновский, освобождавшие в 1919-м Омск от белых карателей Колчака и иноземных грабителей, слышат речи Полежаева о «третьей столице» полярного адмирала.
Читайте также: 100 лет освобождения Омска: многоэтажку украсил большой баннер в честь РККА
Это от них, красных командиров, в 1922-м удрали в Японию колчаковские министры и атаманы, создавшие там партию русских фашистов. Это красные командиры бессмертным «No pasarán!» встретили таких же предателей в Испании в 1938-м.
Читайте также: Всем плевать на Колчака: день рождения военного преступника никто не отпраздновал
Это красных командиров не сломили в фашистских концлагерях и не склонили к предательству. Это им, одним ударом свалившим с ног Квантунскую армию в 1945-м, Япония выдала колчаковского атамана Семенова и министра Михайлова. На Лубянке их, вслед за другими фашистскими предателями тысячелетней России, судили и повесили.
Читайте также: Доска Карбышеву открыта на здании мэрии Омска рядом с доской оккупантам?
Но в 2020-м имена, замаранные несмываемой грязью пособничества оккупантам и карателям, висят на стенах омских домов.
А их, красных командиров «Бессмертного полка», зовут пройти по оскверненным этими «памятными досками» улицам.
И они должны идти к месту, где омичей призывают их отпеть.
Читайте также: «Роковое сердце» и «Собачьи яйца», или «Омский профессор смеется над РККА»
Призывают те, кто назвал сатанистом их вождя — великого Ленина. Воспетого красными командирами в гимне. Изображенного на их орденах.
Воздвигнутый их братьями и сестрами в 1957-м памятник «призывателям» мешает. Его хотят свести под оскорбительные реплики на братскую могилу в сквер Борцов Революции. Словно старый хлам на свалку.
Его «думают» швырнуть красным командирам в лицо. Так это воспринимается.
Омские подпольщики, расстрелянные колчаковцами в 1919-м, были торжественно перезахоронены в центральном сквере после возвращения в Омск Советской власти.
Подпольщики и партизаны, «опрокинувшие тыл» адмирала, навсегда остались для красных командиров героями. Фашистские знамена у Мавзолея в июне 1945-го брошены красными командирами и к их ногам.
Возможно, Полежаеву и правда не о чем разговаривать с омичами, которым «маска к лицу». Возможно.
Но разговаривать с красными командирами придется. Омск — это их город. Город их огромного народа, раз за разом от мала до велика подымавшегося за ними в смертельный бой. Они отдавали больше, чем 60%. И спрашивают они строго.
Со всех спрашивают. С каждого, кто поднимет глаза и встретится с ними взглядом.
Читайте также: Мы грохнули свою страну, а теперь хотим пенсий — Соловьев
КОНЕЦ «ХРАМА РАЗДОРА»
Из высказывания (честного, за которое мы искренне благодарим) митрополита Омского Владимира 14 июня 2019 года о планах строительства Ильинского храма на площади Ленина: «…Я-то не против строительства, просто считаю, что построить его надо в мире. А если мы начнем ругаться, то что из этого выйдет? Коммунисты тоже люди, тут еще вопрос, кто из нас честнее — мы или коммунисты».
Читайте также: подраздел ВЕТЕР ИСТОРИИ — Письмо подпольщика товарища Шуры из колчаковской тюрьмы, написанное перед расстрелом
Конец.