Храм Раздора к приезду Путина на 7 ноября. Часть I. Омск в болоте пошлости
ВЕТЕР ИСТОРИИ
31 мая 1919 года товарищ Шура был расстрелян в колчаковском Омске. Его предсмертная записка гласила: «Умирая на заре мировой революции, всем сердцем приветствую её животворные лучи. Мы победим, товарищи! С нами творчество и радостный дух. Не отчаивайтесь, если волна революции уменьшится. Верьте, снова подымется ветер, и грозными волнами двинется революция на бездарный строй. Будьте сильны всегда духом! Мы всегда с вами. Да живёт мировая революция! Да здравствует вечная борьба творчества с пошлостью!».
А 23 сентября 2019 года в центре Омска, напротив кинотеатра имени Маяковского, что вблизи улиц Интернациональная, Красный Путь, Ленина и Орджоникидзе, прошел пикет. Собравшиеся требовали восстановления храма Пророка Ильи на нынешней площади Ленина. Даже какие-то подписи собирали…
Причем собравшиеся знали, что против строительства выступает всего лишь 60% горожан только потому, что из оставшихся 40% большая часть опрошенных просто не в курсе требований храмостроителей.
Читатель спросит, наверное, что общего между запиской подпольщика и новостью о пикете, между которыми было целых 100 лет? Это история одного города, ответим мы. И всей страны заодно, добавим тут же.
Те, кто был замучен в тюрьме пособниками интервентов, кто говорил великие слова и делал великие дела, кто боролся за счастье всего человечества, мечтая освободить его от бездарности и пошлости — тот проклят сегодня и забыт. И КЕМ?!.
Неблагодарно забыт нами.
А проклят теми, кто валяется сейчас в пошлости антисоветизма и пускает в этой липкой жиже свои сладкие пузыри. Теми, кто мнит себя наставниками и моральными авторитетами. Теми, кто высокомерно поучает честной народ по плохо выученным плохим книжкам, ничегошеньки в них не понимая.
В общем, этот пикет казаков и еще одного профессора — большое событие в истории города. Ключевое событие. Упускать его в дальнейшем разговоре о во многом бесцельно прожитом Омском 2019-м годе — нельзя. Ведь это наша история. Ее надо знать. В том числе и для того, чтобы 2020-й год прожить более достойно.
ОЧКОВТИРАТЕЛЬСТВО ПРОТИВ ПАНИКЕРСТВА
В 2011 году Михаил Задорнов смешил публику чиновничеством из Омска, покрасившим к приезду президента Медведева дома на улицах только с лицевой стороны. Так вот, шутки кончились.
К приезду Путина на 7 ноября 2019 года обещали (не стесняясь при этом и даже гордясь столь дерзким намерением) отремонтировать дома с тех сторон, которые будут видны из окна «Ауруса».
Во-первых, это красиво. Во-вторых — сравнительно недорого. Тем более что Москва не дала слишком много денег. В третьих — быстро. Тем более что сроки пока срываются.
Но надо верить в лучшее и все от себя зависящее делать. Тогда все деньги успеют потратить. И дома обязательно при этом покрасятся. И они не облезут до вечера 7 ноября, как только что отремонтированный фасад дома 87 по проспекту Карла Маркса из новости «СуперОмска» за 18 сентября.
Да, за 30 лет перестройки бывали случаи, когда деньги тратились, в т. ч. и «беспрецедентно большие», но результат не достигался. Журналисты постоянно пишут. Ответим скептикам так, как отвечал Арнольд Шварценеггер, сыгравший советского милиционера: «Йэтаго нэ случыдца».
«Как будут развиваться события, покажет „Время“» и «Час новостей» на омском ГТРК «12 канал». Наблюдать ежедневно, как сохнет краска на фасадах домов по улицам «гостевого маршрута» так же интересно, как наблюдать за «Твиттером» робота Федора из космоса или косатками из китовой тюрьмы на Дальнем Востоке.
ДУРАКИ И ДОРОГИ. КТО ИЗВИНИТСЯ ПЕРЕД ДАМОЙ?
Дорогу из аэропорта в центр города губернатор области Александр Бурков назвал «стиральной доской» и был прав. Поручено к приезду президента переделать. Чтобы не подскочил «Аурус» на какой кочке и не пообломал какую запчасть.
На этот случай тротуары должны быть в лучшем виде. В лучшем, чем 5 июня. Чтобы на них никто не поскользнулся и не сел в глубокую вонючую лужу, в которой еще только лягушки не квакают. Напомним, в точности такая неприятность случилась в начале лета с мэром Омска Оксаной Фадиной. Она проверяла ход работ по благоустройству улиц Советского административного округа.
Отдадим должное мудрой женщине-мэру, сделавшей почти философский вывод. Глядя с неудобного ракурса на доставшийся ей в наследство бывший и будущий город-сад, она заключила, что надо лучше работать. Аминь.
Систему характеризует не ошибка, а реакция на ошибку. Предыдущий мэр Вячеслав Двораковский, например, всем советовал идти в церковь и ставить свечку. Молиться, чтобы не падал снег, чтобы не пришлось снова поднимать по тревоге все снегоуборочные службы. Согласитесь, что и он в чем-то был прав супротив тех, кто намеревается достичь освобождения собственными руками.
ЭПОС, КОТОРОГО ПО ТЕЛЕВИЗОРУ БЫТЬ НЕ ДОЛЖНО
«…8-е поприще пройдя, — в темноту он крикнул:
Темнота густа, не видно света.
Ни вперед, ни назад нельзя ему видеть…», — заявит, может быть, диктор 1 канала в вечерних новостях за 7 ноября 2019 года, когда речь зайдет о визите президента Путина в Омск. Интересно только, все ли поприща будут перечислены, или пары-тройки повторений будет достаточно для заполнения эфирного времени?
Теперь без шуток. Если 7 ноября в Омске снова загорятся мусорные свалки (как это было несколько раз со старта мусорной реформы 1 апреля 2019 года), ничего лучше шумерских табличек телезрителям нельзя будет предложить.
И потому, что, в отличие от наводнения в Иркутске, зрелищных кадров не будет. Ведь дым, не видно ничего. И потому, что цензурных слов для цитирования на этот раз может не набраться.
И потому хотя бы, что на примере Омска будет сложно говорить об успехах мусорной реформы в РФ. А разумное, доброе и вечное телезрителям сеять будет надо. Потому, сказав пару слов о сложностях у Геракла с наведением порядка в конюшнях, можно будет перейти к аккадскому эпосу о все видавшем Гильгамеше. Этим можно будет сопроводить кадры встречи президентов РФ и Казахстана.
Впрочем, это проблемы телевизионщиков, они их сами решат, их этому учили. Мы же порадуемся за телезрителей. Хорошо им. Цифровое телевидение пока что не передает запахов. А вонища в задымленном Омске случается совсем не героическая. Горожане готовы от нее укрыться где угодно, хоть в тех же конюшнях.
САМЫЙ СТОЛБОВОЙ ВОПРОС
Как всегда, хорошая новость с омского Левобережья. Фонарный столб на улице Мельничная, падая на проезжавшую мимо него автомашину, помял только заднюю ее часть. Эта счастливая случайность реализовалась благодаря реакции пассажира, быстро и доходчиво убедившего водителя прибавить газу. Свечку за здравие надо обязательно поставить.
Столб на Богдана Хмельницкого (что уже на правом берегу мелеющего Иртыша), напротив, выступил в роли потерпевшего. В столб врезался трамвай. Да-да, трамвай, дорогие товарищи.
Недоразумение начали устранять как на этом, так и на еще 17 участках. Починив два рельса, мы спасаем один столб и один трамвай.
Вот на улице Лермонтова столбам трамвай не угрожает. Лет 50 назад их предусмотрительно понавтыкали на безопасном от рельсов расстоянии. И они еще хоть 50 лет простоят. Лишь бы обвисшие провода не обвисли до самой крыши трамвайного вагона.
ЭЛЕКТРИФИКАЦИЯ ВСЕЙ СТРАНЫ ПРОТИВ НАЦПРОЕКТОВ «ОБРАЗОВАНИЕ» И «ТРАНСПОРТ»
Нет, речь не пойдет о молнии 8 сентября, мастерски точно ударившей в ЛЭП так, что три электроподстанции на Левобережье «накрылись медным тазом». Сами накрылись и всему Левому берегу сказали, что «кина не будет, электричество кончилось».
Ничтожный эпизод, не стоивший ломаного яйца. Все бы забыли через три дня, но... Благим матом вместе со всем Левобережьем накрылся и омский аэропорт. Вот так осенний дождичек с грозой в Омске стал новостью, взорвавшей федеральные СМИ.
Читайте также: Больницы, котельные, аэропорт и жилые дома Омска остались без электричества
Спустимся с авиакоридоров в коридоры школьные и «продолжим наши игры». Тема зловещей роли трамваев еще не раскрыта.
Душили их душили, но так и не додушили в Омске в 1990-е. Вот они и чинят шкоду. Подумайте только, не успели в гимназии № 88 сделать ремонт за 1,7 млн рублей, как пролетел мимо здания особенно нахальный трамвай. Да так пролетел, что на голову школьнице упал кусок штукатурки с потолка.
Интернет-издания, решившие замять ситуацию, писали, мол, «трамваи и сырость стали причиной…». Полно нам про сырость! Всё знаем. Пришлось рельсы и потолок ремонтировать одновременно. И трамваи не ходили по маршрутам, и дети на уроки.
Всё-таки правильно сделали, что перестали в 2007 году пускать трамваи с их железными колесами стучать на мост имени 60-летия ВЛКСМ. От греха подальше. Еще не хватало, чтобы с него в Иртыш что-нибудь посыпалось.
Читайте также: Тревожно: в Омске проверят надежность мостов через Омь и Иртыш
С другой стороны, на Ленинградском мосту трамваев отродясь не бывало, а журналисты по его поводу беспокоились. Беспокоились и за Фрунзенский мост, об торчащие металлоконструкции которого недавно с десяток машин разорвали себе шины.
Эксперты обследовали мосты и решили пока не закрывать. Обследовали и Комсомольский мост, который у нас старше первого искусственного спутника Земли. Жив курилка, еще нас переживет.
Трамваи в Омске катаются давно, им 4-й десяток пошел. Омск и Барнаул ждут списанные вагоны из московских трамвайных депо, как ждут яичко к Христову дню.
А в Москве их называют рухлядью. Много они там понимают. В провинции их 20-летний трамвай — это «комсомол». «Почти новые», как мечтательно сказали на совещании по электротранспорту 18 сентября.
Читайте также: Почти все барнаульские трамваи нуждаются в ремонте
Дети уже другой, 147-й школы, пели песню на сцене во время последнего звонка 24 мая. В этот момент, как читатель уже мог догадаться, с потолка упал кусок штукатурки.
Думаете, певшие песню дети, подобно чиновникам, начали огульно обвинять грохочущий неподалеку трамвай? А вот и нет.
Они отпрыгнули от куска штукатурки и продолжили петь. Вам песня строить — нам жить помогает. Тут всю систему надо менять, нечего пенять на одно только трамвайное депо.
И троллейбусное тоже. Хотя там по-своему интересно. И ведь тоже сплошные разговоры про потолки и сырость. Пассажиры вредничают: в троллейбусах с потолка вода за шиворот капает! Вытритесь да езжайте дальше. Чего, казалось бы, сердиться? Ведь благодать с неба. Но нет, соцсети сотрясали злобные посты разгневанных пассажиров.
Претензий к троллейбусам, как оказалось, много. При сидении на посадочных местах, например, отдельные штатские лица себе джинсы рвут об острые края. И поручни, за которые всегда рекомендуют держаться крепко, сами некрепко прикручены всё к тому же потолку. И лампочки на потолке не все работают (а вот это, согласитесь, к лучшему. Мокрым пассажирам в троллейбусе они ни к чему. От них и работающих ни света, ни тепла).
Читайте также: Омский пассажир: было темно, мокро, остро сидеть и не за что держаться
ЗАГНИВАЮЩИЙ КАПИТАЛИЗМ НА КОЛЕСАХ. НОВОСТИ ЭКОНОМИКИ
Но у пассажиров синих троллейбусов, которые идут на восток, еще не всё так плохо. Они хотя бы ехали. А вот пассажиры 47-го автобуса, который 29 апреля при пересечении трамвайной линии потерял двигатель, стояли на остановке. Двигатель выпал, (разбился?) и из него вылилось на асфальт целое море машинного масла.
«Картина маслом!» — сказал бы начальник угрозыска из одного современного сериала про послевоенную Одессу. И это при том, что в автопарке средний износ подвижного состава не 94% и не 97%, как в трамвайном и троллейбусном депо соответственно.
Может быть, зря омские ПАТП в 2009-м избавились от 20-летних оранжевеньких венгерских «Икарусов»? Ездили бы себе и сегодня, как при Варшавском договоре. Пыхтели бы, воняли бы, конечно, ломались бы. Однако ж борозды бы не портили. Во всяком случае, с двигателем бы никто из них так не оконфузился. Потому что старая школа, не то что нынешние доходяги.
Да нет, не зря. Иначе бы муниципальный транспорт работал бы вечно. А частный перевозчик никогда не появился бы на улицах со своими микроавтобусами и не мог бы обогащаться, как завещал министр Столыпин.
Но Столыпин наверняка имел в виду налогообложение хозяйчиков. А в 21-м веке с этим не всё так просто.
Вот ввели высоколобые столоначальники из департамента транспорта электронные карточки для безналичного расчета. Ввели и подумали, что дело в шляпе. А черта с два.
21 августа интернет-издания написали об объявлениях в маршрутных такси. Водители слезно просили пассажиров не расплачиваться банковскими и транспортными картами. Потому что редиска-начальник якобы ни копейки не платит водителю за таких пассажиров. Заработать можно, мол, только с мелочи, которую люди горстями высыпают водителю прямо в его правую руку.
Вслед за этой новостью на читателя посыпались другие. С заверениями, что объявления — это запоздавшая первоапрельская шутка.
Ну мы так и подумали: шофера ведь народ веселый. Веселее только, все-таки, их хозяева-перевозчики. Они говорят, что пассажиров-льготников возить не хотят. Будто бы несут они от этого убытки страшные и боятся, что через это дело по миру пойдут вместе с недобитым муниципальным транспортом. Смех в зале.
НОВОСТИ АВТОСПОРТА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
А стоит только выглянуть в окно 47-го автобуса (в любой точке его маршрута), стоит только глаз оторвать от смешных объявлений. Посмотрим хотя бы вниз.
Первое, что увидим мы, будет… асфальт. Да, омский асфальт тоже многострадален и будет таковым еще тыщу лет, пока помрет.
А дорожная разметка на асфальте чего стоит? (Нет, она, конечно, стоит денег. Беспрецедентных, как и всё в эпоху нацпроектов). Но сейчас не о деньгах, а о художниках.
Читайте также: Исправят ли к приезду Путина «кривую» дорожную разметку в Омске?
Полоса для машин, чего греха таить, получилась кривая, краска бледная (сэкономили?), линия пунктира тоньше положенного… Искривлено пространство проезжей части улицы Магистральная и площади Лицкевича. А разметка на Учхозе, говорят журналисты, виляет особенно непристойно.
Недовольство автолюбителей также связано с непредсказуемостью разметки на улице Кирова и примыкающих. Там ее перерисовывали несколько раз. Люди путаются и не могут запомнить, две у них полосы в распоряжении или три, как было вчера.
Два позитивных вывода из этих новостей следующие. Во-первых, улица Кирова в «гостевой маршрут» не входит, и нечего «Аурусу» пытаться вписываться в виляния двух ее сплошных. Это не болид, а экспортируемая многим народам мира машина из линейки представительского класса. А во-вторых, время перерисовать все завихрения полос на асфальте до приезда Путина и Токаева на 7 ноября еще есть. Не думайте о секундах свысока.
АРХИТЕКТУРА И КУКОЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Человеческий манекен могли наблюдать проезжающие по улице Герцена жители Омска. Он висел на железобетонных конструкциях недостроенной многоэтажки на всем обозримой высоте. В недостроенный дом вложились десятки обманутых дольщиков, а он не строится. Неприятно.
Подвешенный за шею манекен должен был обратить внимание на проблему. Опять-таки, спонсоров привлечь. Задумка быстро обнаружила свою неоригинальность. Журналисты указали, когда и где обманутые дольщики уже делали то же самое.
Чиновники тоже не были удивлены и сообщили, что давно ищут добровольцев на 21 омский долгострой. Но новоделы — не единственная проблема.
Заголовок новости «Нового Омска» за 18 сентября буквально вопит: «Омская область провалила программу переселения граждан из аварийного жилья». На улице Масленникова на жителей грозит упасть старый лестничный пролет, а они всё не съезжают. А еще есть дома, построенные не после, а до Советской власти.
Читайте также: подраздел «ВЕСЬ ОМСК — ТЕАТР»
И СНОВА О ПОШЛОСТИ
Но не только у нас есть претензии к архитектурному облику города. Вернемся к пикету 24 сентября у кинотеатра Маяковского, где собравшиеся требовали восстановить Ильинский собор на площади Ленина.
История умалчивает, сколько подписей собрали храмостроители. Было бы много — похвастались бы. А раз молчат, то аргументы профессора Сизова успехом у усиленно агитированных омичей не пользовались...
Большевиками, сносившими храм в 1936 году, писал Сизов, «изуверски изменен архитектурный облик города». Омичи сегодня «должны совершить акт исторической справедливости и вернуть центру города Ильинский собор». Оцените фирменный требовательный тон русской интеллгенции.
Дальше наше любимое. Ничего пошлее читать еще не приходилось. Специально помещаем это в самый конец нашей статьи. Итак, очередной аргумент восстановителя: «Вспоминается зарубежный опыт по восстановлению города. В годы войны была уничтожена Варшава, так поляки восстановили каждый дом в центре по прежним образцам».
Господа докатились. Очевидно, что такое восстановление храма уже не имеет отношения к сохранению духовного наследия. Так же не имеет, как подземный переход с буквой «М» на улице Фрунзе не имеет отношение к метрополитену.
Читайте также: подраздел ПОДЗЕМНЫЙ ПЕРЕХОД НА БУКВУ «М»
Не «вспоминается» ли часом профессору, за чьи деньги «поляки» все это «восстанавливали»? Может быть, тоже на пожертвования спонсоров? И тоже с попыткой осквернения памятника Ленину и сквера Борцов Революции? И тоже в тот самый момент, когда на горожан падали обветшавшие фонарные столбы и куски потолка?
И еще. 60% «поляков» инициаторам восстановлений в Варшаве, положим, были благодарны. Никто никому не хотел наплевать в лицо. И в Варшаве не было безуспешных попыток местного митрополита, мэра и губернатора области умерить пыл храмовосстановителей.
Уймитесь, господа. Храм обязательно будет восстановлен. Но уже, похоже, не вами.
Читайте также: Экс-губернатор Омска демонстративно покинул слушания о восстановлении храма
В общем, будем надеяться на лучшее. Будем надеяться, что Путину и Токаеву в Омске понравится, когда они приедут.
Омск надеется и ждет своего 7 ноября.
Читайте также: подраздел НАШ ПАРОВОЗ ВПЕРЕД ЛЕТИТ — В КОММУНЕ ОСТАНОВКА