Обзор главных событий в Северной столице с 8 по 14 октября

Петербург за неделю: «новая метла» в Смольном, десакрализация блокады

Изображение: Вячеслав Яковенко © ИА Красная Весна
Санкт-Петербург за неделю
Санкт-Петербург за неделю

Проблемы ЖКХ

Горячее информационное начало недели вряд ли могло согреть квартиры петербуржцев в сотнях домов, отключенных от центрального отопления вследствие аварий. Не успел начаться петербургский отопительный сезон — обнажились глобальные проблемы жилищно-коммунальной сферы. Более 350 дефектов труб и сопутствующих коммуникаций было выявлено в ходе проверок. Более того — эти дефекты стали причиной гибели двух молодых петербуржцев.

Новый градоначальник Александр Беглов не мог позволить чиновникам столь бездарно ознаменовать начало его губернаторской карьеры. 8 октября Беглов поставил жесткие сроки исправления сложившейся ситуации. То, насколько рьяно он взялся за исправление огрехов администрации Полтавченко, косвенно свидетельствует о нерешаемых проблемах ЖКХ, как одной из возможных причин отставки бывшего главы Смольного.

При этом главы профильных комитетов всю вину за аварии на теплотрассах переложили на управляющие компании, на что Беглов ответил планами по подключению к разбирательствам городской прокуратуры в том случае, если дефекты не будут устранены в кратчайшие сроки.

Выяснилось также, что проблема не только в тех, кто является крайним ответственным за доставку тепла в дома петербуржцев, но и в тех, кто отвечает за подвод тепла к стоякам: ГУП «ТЭК СПб» и «Теплосети Санкт-Петербурга». Мы уже приводили цифры износа трубопроводов «Теплосетей», который перевалил за 50%.

Но помимо износа, как оказалось «на ковре» у врио губернатора, проблема еще и в неправильном использовании уже имеющейся в распоряжении ресурсоснабжающих организаций инфраструктуры. Например, при аварии не всегда нужно отключать квартиры потребителей от отопления, в некоторых случаях достаточно проработать схему переключения, которая включает в себя и закольцовывания с возможностью параллельно и ремонтировать, и отапливать сотни домов от центрального отопления.

В случае с холодными радиаторами в общежитии Минобороны в Кронштадте Беглов пообещал лично переговорить с главой министерства — Сергеем Шойгу — по поводу проблем с управляющей компанией, подведомственной Минобороны. В итоге проблема была решена, и, действительно, понадобилось привлекать аппарат Шойгу.

Метро не будет — деньги кончились?

Это был не единственный эпизод, когда Беглов на неделе сделал жест в сторону Москвы, правда, жест этот был в виде протянутой руки. Наследство Полтавченко «всплыло» и здесь. Беглов запросил финансовую помощь из федерального бюджета по причине того, что деньги, требующиеся для продолжения строительства подземки, были «проедены» при форсировании строительства станций метро к чемпионату мира по футболу, который принимал и стадион «Санкт-Петербург». Также часть средств ушла на строительство станций на юге города.

Беглов начал политически «прописываться» в Смольном

Еще не успели оставшиеся на своих постах после ухода Полтавченко вице-губернаторы сменить портреты начальника в своих кабинетах, как все-таки в Смольном начались отставки. Так, была уволена глава юридического комитета Юлия Осипова на фоне уголовного дела, которое возбуждено в отношении пока не названной персоны в составе этого комитета. Некоторые эксперты видят в этом и личные мотивы, так как в свое время из юридического комитета была уволена дочь Беглова — Юлия. Как бы там ни было, Осипова отправлена в отставку, туда же последовали жена врио губернатора — Наталья Беглова (глава Комитета по делам записи актов гражданского состояния) и Павел Белов (глава спортивного комитета), муж дочери нового градоначальника. Двое последних синхронно ушли в отпуск накануне назначения Беглова на должность врио губернатора 3 октября.

Также Беглов обозначил ключевые проблемы, на которые он особо обратил внимание на встрече с коллегами из Смольного, попросив даже прекратить видеозапись заседания правительства Петербурга. В закрытой части выступления Беглов выразил беспокойство относительно миграционной политики города, в частности, относительно ситуации с допуском рабочих из стран бывшего СНГ к объектам теплоэнергетического комплекса.

Проблема, конечно, важная, особенно на фоне постоянных упоминаний об очередных задержаниях в Петербурге членов ячеек запрещенных в России террористических формирований. Однако это уже прерогатива, в первую очередь, сотрудников спецслужб — выявлять террористов среди приезжих рабочих. Также стоит отметить — миграционную политику невозможно резко изменить без изменения ситуации на рынке труда. Не все горожане способны работать в таких условиях и за такие зарплаты, которые получают выходцы из Средней Азии.

И второй момент, на который особо обратил внимание Беглов — патриотическое воспитание молодежи, «защита молодого поколения от управления извне». После того, как губернатору сказали о наличии некой концепции молодежной политики в городе, заседание обрело полностью закрытый формат.

Молодежь действительно нужно воспитывать, но это придется делать в фарватере госполитики, в которой патриотизм назван неофициальной идеологией Российской Федерации, а в Конституции которой четко прописан запрет на идеологию. В принципе. Без стратегии государства невозможно заниматься воспитанием, можно лишь, например, отстаивать традиционные ценности. Это пока тоже не очень получается под напором ювенального законодательства.

Плевок в сакральное

В Петербурге почти каждый год случается скандал вокруг горячих точек российской истории. То пресловутая мемориальная доска Маннергейму, то попытка реабилитации военного преступника в годы Гражданской войны Колчака, то бесконечные инициативы по десоветизации в виде переименований. Но на этот раз удар пришелся по святой для каждого жителя города теме — ленинградской блокаде.

На прошедшей неделе стало известно об окончании съемок черной комедии о блокадном Ленинграде под кощунственным названием «Праздник».

Деградация общества в России происходит во многом «благодаря» псевдоинтеллигенции, представители которой готовы ради популярности или, как сегодня модно говорить, хайпа, поступиться чем угодно. Вот и Алексей Красовский упорно стучится в двери отверженных народом, тех, кто считает, что можно безнаказанно предать идеалы. Подумал ли Красовский о путях отступления в «свободную» Европу? Ведь сколь бы ни была велика инертность наших сограждан, такие вопиющие вещи без ответа не остаются.

Всё, что сейчас известно о скандальном проекте Красовского — то, что он безуспешно пытался собирать деньги на съемку фильма через Интернет, но собрал только 127 тысяч рублей из запланированных 1,5 млн рублей. Значит, нашелся кто-то, кто эти деньги Красовскому дал.

Сам режиссер оправдывает «историчность» сюжетной линии фильма неким дневником члена горкома ВКП (б) Николая Рибковского, который описывал «пирушки» властей города в годы блокады. Однако профессиональные историки и эксперты отрицают факты злоупотреблений так называемыми партийными пайками в блокадном Ленинграде. А блокадники уже готовы судиться с создателями кощунственного фильма.

Грабительская пенсионная реформа принята, но Петербург продолжает бороться вместе со страной

В воскресенье в городе на Неве состоялась цепочка одиночных пикетов против пенсионной реформы. 14 октября активисты движения «Суть времени» вышли на Невский проспект с целью оповещения сограждан, что борьба против пенсионной реформы не окончена, вопреки различным опросам, рассказывающих о якобы имеющем место падении протестной активности по данному вопросу, а также о передаче президенту РФ более 1,1 млн подписей граждан России с требованием отменить пенсионный грабеж населения.

Короткой строкой о городских проблемах

Представители гражданского общества в Петербурге продолжают борьбу за сохранение территории и научной базы старейшей в России Пулковской обсерватории, которая до сих пор занимается всем спектром научных исследований современной астрономии. Напомним, территорию научного центра планируют застроить жилыми комплексами.

Уже с июня 2018 года президиум РАН, не спросив никого, в том числе сотрудников обсерватории, начал процесс перевода научной базы в другие научные центры страны. В этой истории поражает отсутствие какой-либо позиции у Минобрнауки и Минкультуры, которая так и не была заявлена на очередном заседании 8 октября в Куйбышевском районном суде Петербурга. На нем рассматривался вопрос законности застройки территории обсерватории.

Наплевательское отношение городских чиновников к собственной истории продемонстрировано и в «концептуальном» проекте нового музея Достоевского, построить который хотят, «чтобы достойно отметить 200-летие писателя». На заседании петербургского Совета по культурному наследию 11 октября вице-губернатор Игорь Албин пожаловался на то, что граждане не перестают звонить в его приемную, негодуя по поводу архитектурных решений нового здания музея, которого сравнивают с «торговым центром». Албин вынужден был отложить начало строительства здания до согласования с жителями района.

Также ничем дельным не закончилось рассмотрение вопроса о рекультивации полигона «Красный Бор», который расположен в Тосненском районе Ленобласти, но представляет опасность и для Петербурга, в том числе. Вроде бы уже и финских проектировщиков привлекли, и инвестиционные деньги пошли из Европы, а вопрос так и остается открытым. И упирается он в бюрократию.

Проект локализации отходов полигона и ликвидации их негативного влияния на экологию региона (стоимость — 30 млрд рублей на 7 лет) не может быть реализован средствами бюджета Петербурга и Ленобласти. Однако при этом на состоявшемся 13 октября совещании Научно-технического экологического совета в Ленинградской области парламентарий-единоросс Михаил Романов сослался на то, что привлечение федеральных средств на данный момент невозможно из-за правового статуса объекта.

Чиновники еще раз продемонстрировали отсутствие в России социального государства. Когда кому-то нужно ограбить народ — принимается нарушающая Конституцию РФ пенсионная реформа, а когда нужно эту самую конституцию соблюсти, защитив здоровье граждан обезвреживанием полигона — появляются всяческие причины, пусть даже юридические, которые затягивают решение насущных проблем.