Американские адмиралы и российские чиновники о будущем Арктики — обзор
На минувшей неделе случилось несколько ярких событий и прозвучало несколько впечатляющих высказываний, касающихся арктического региона.
Из впечатляющих высказываний в первую очередь следует отметить смелое заявление американского адмирала Джеймса Фогго — командующего ВМС США в Европе и Африке, который подверг сомнению право России устанавливать правила судоходства на Севморпути (СМП) (для военных кораблей предупреждение о проходе за 45 дней и российский лоцман на борту): «Мы, как правило, не склонны делать нечто подобное, потому что мы рассматриваем его в качестве транзитного коридора, на нем должна быть свобода судоходства в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву».
Читайте также: США не намерены следовать правилам прохода военных судов по Севморпути
Заявление прозвучало тем более громко, что буквально накануне начальник Генерального штаба ВС России Валерий Герасимов на встрече с иностранными военными атташе сообщил, что безопасность СМП полностью обеспечивается российским ВМФ и в присутствии иностранных военных кораблей в его акватории нет необходимости.
А еще чуть ранее командующий Северным флотом России адмирал Александр Моисеев рассказал о том, что в ближайшие годы Арктику полностью закроет противовоздушный купол.
Читайте также: Командующий Северным флотом России обещает накрыть Арктику куполом ПВО
Новость с высказыванием американского адмирала была прокомментирована редакцией ИА Красная Весна. Очевидно, что подоплекой американской нервной реакции на разворачивающуюся активность России в Арктике является опасение сближения России с Китаем, чему, к слову, сами США всячески способствуют, наращивая санкционное давление.
Несколько важных заявлений арктическая общественность услышала от российских чиновников.
Читайте также: Деньги по программе развития пойдут в Арктику уже в 2020 году
Один из ведущих ньюсмейкеров арктической темы замглавы Минвостокразвития Александр Крутиков назвал 17 декабря приблизительные сроки старта заявленной ранее министерством программы развития Арктики. По его словам, документ находится в государственно-правовом управлении президента, до 17 января ожидается одобрение программы, затем, не позднее 6 февраля, пакет законов попадет в Госдуму и первые деньги по программе в регионы уйдут в начале лета 2020 года.
Читайте также: Для развития Арктики нужна верфь для сверхкрупных судов — замглавы Росатома
На том же заседании президиума Госкомиссии по развитию Арктики глава дирекции Севморпути Вячеслав Рукша заявил о необходимости постройки в России суперверфи для строительства крупнотоннажных судов. Она будет нужна для постройки судов водоизмещением 70–100 тысяч тонн. Напомним, намеченный к постройке на верфи «Звезда» ледокол «Лидер» запроектирован с водоизмещением чуть более 70 тысяч тонн.
По словам Рукши, в настоящее время в правительстве идут переговоры об отдельном выделении программы строительства судов ледового класса.
Читайте также: Атомный ледокол «Арктика» завершил первый этап ходовых испытаний
Говоря о ледоколах, нельзя не упомянуть знаковое событие для российского ледокольного флота. В минувшие выходные (14 декабря) успешно завершился первый этап ходовых испытаний атомного ледокола «Арктика», построенного на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге. Мощность «Арктики» составляет 60 МВт.
Очередной этап испытаний ледокола запланирован на весну 2020 года. Стоит отметить, что на верфи Балтийского завода уже заложено два атомохода такого же типа, что и «Арктика» (тип ЛК-60Я, проект 22220) и о строительстве еще двух судов подписан контракт с «Росатомом».
Освоение Арктики и прежде всего возобновившая активность на СМП уже потянула за собой оживление целого ряда отраслей российской экономики. Возможно, Русский Север может стать именно тем звеном, потянув за которое, можно будет поднять всю российскую экономику. Конечно, если это шанс будет осмыслен именно как таковой и не будет бездарно упущен.
Читайте также: Ломать лед и прокладывать курс в Арктику — Фонд развития Дальнего Востока
Севморпуть — это не только углеводороды на шельфе и транзитный коридор, на пользование которым претендуют разные страны. Это еще регион, обладающий гигантским туристическим потенциалом. Об этом 20 декабря рассказал глава Фонда развития Дальнего Востока Алексей Чекунков.
По его словам, ведомство официально проектами в Арктике займется с 1 января 2020 года, но изучается регион уже около года. Туристический потенциал Арктики огромен, Чекунков привел в пример Исландию, находящуюся на одной широте с Чукоткой и которая принимает 2,5 млн туристов в год.
По мнению Чекункова, относительно недорогая реклама прохода по Северному морскому пути как того, что «любой человек должен сделать хоть раз в жизни», может дать туристическую аудиторию в 100 млн человек. И их можно будет там «катать хоть круглые сутки».
Идеи, связанные с северным туризмом, конечно, весьма интересны, хотя и несколько, пожалуй, отвлеченные рассуждения. Думается все же, что это не сможет стать магистральным направлением, да и сколько-нибудь существенным направлением развития Арктики. Сам Алексей Чекунков признает, что туризм невозможно развивать централизованно, а нужно так: «Должны десять, двадцать, пятьдесят, сто тысяч предпринимателей каждый что-то сделать».
Но и это далеко не все: для успешного бизнеса на туризме нужно население, которое готово с радостью стать обслуживающим персоналом для гостей. А населения в Арктике и так нет, а такого, которое нужно туристам, — и подавно.
Читайте также: Путин: мост через Обь — важный инфраструктурный проект
Тема Севморпути была поднята и во время ежегодной пресс-конференции президента. Один из журналистов задал вопрос о судьбе моста через Обь. На это Владимир Путин сказал, что вопросы надо решать комплексно, а в целом, соединение железной дороги с портами, лежащими на СМП, крайне важно для России, мост через Обь нужно рассматривать именно в этом контексте.
Следует отметить, что программа развития Арктики в случае ее грамотной реализации, действительно, может стать примером утраченного уже отчасти у нас системного подхода. В частности, помимо программы развития судоходства по СМП, частью которой является, например, развитие ледокольного флота, в настоящее время развивается проект Северного широтного хода — железной дороги, которая в перспективе сможет связать порты СМП и месторождения углеводородов в Заполярье.
Читайте также: «Норникель» заплатит за реновацию Норильска
Наконец, последней значимой новостью текущей недели стало известие о намерении компании «Норникель» войти в долю расходов на реновацию жилого фонда Норильска. По заявлению вице-президента компании Дмитрия Пристанскова, доля, которую готов взять на себя «Норникель», составит 50% из запланированных на реновацию 85 млрд.
Что ж, намерение корпорации можно только приветствовать, тем более, что ее собственное благополучие напрямую зависит от благополучия жителей Норильска. «Норильский никель» — это градообразующее предприятие, а Норильск — не Майами, где, в принципе, можно жить на пляже. Советский задел исчерпан, пора новым собственникам позаботиться о тех, чьим трудом создается их благосостояние.
В заключение скажем, что не все интересные новости попали в наш обзор, но само их количество говорит о растущем интересе и в России, и мирового сообщества к Арктическим территориям.