Завет Робин Гуда
Есть в Великобритании такое интересное место, недалеко от Барнсдейла, рядом с монастырем Кирклис, что в графстве Йоркшир. Буквально в шестистах метрах от монастыря Кирклис расположена старинная могильная ограда, на надгробной плите которой высечены следующие слова (свободный перевод со староанглийского):
Под камнем этим погребен
Граф славный, Роберт Хантингдон.
С разбойниками жил он тут,
Народом прозван Робин Гуд.
Уже такой стрелок, как он,
Не будет в Англии рожден.
Ниже, на камне высечена дата «24 календы декабря 1247 года», что соответствует современному летоисчислению, как 8 ноября 1247 год. (770 лет тому назад)
Это место замечательно тем, что считается наиболее древним из вероятных мест захоронения легендарного всенародного героя Англии, знаменитого на весь мир защитника бедняков и одновременно благородного разбойника — Робин Гуда.
И хотя по результатам многочисленным историческим исследований вероятность подлинности этой могилы стремится к нулю, все равно — имя и слава Робин Гуда давно уже приобрели всемирный, глобальный, культурообразующий характер во всех странах земного шара. Многочисленные баллады, сказки, пьесы, водевили сочинялись про него на протяжении пятисот лет. Современный кинематограф и шоу-бизнес эксплуатирует образ Робин Гуда с такой алчной безжалостностью, что от его доблестного имени не осталось уже ни капли подлинного философского смысла. Советская литература и кинематограф очень любили образ Робин Гуда, потому что идейная составляющая его судьбы сливалась с идеологической доминантой СССР — классовая борьба и преодоление неравенства.
Нам же Робин Гуд интересен скорее не как человеческая личность, не исторически точные особенности его приключений, не подлинность тех или иных подвигов, свершенных им, а скорее как феномен человеческой цивилизации.
Робин Гуд и все что связано с его именем, на своей Родине, в Великобритании, изучены, что называется, «вдоль и поперек». Его образ противоречив, разнообразен. В народных легендах, в балладах и рассказах, он представляется широко. То в образе благородного, но обманутого рыцаря. То в образе униженного, но не покоренного простолюдина, восставшего против тирании и деспотизма. То в образе хитроумного, но доброго разбойника, не чурающегося послужить даже самому королю Англии. То, порой, Робин Гуд предстает в совокупности всех перечисленных образов. Но главная черта остается неизменной сквозь время — рукой и сердцем Робин Гуда руководит нетерпимость к несправедливости и деспотизму со стороны власть имущих, в совокупности с состраданием к слабым и униженным.
Мировая культура всех времен и народов обязательно имеет в своей сердцевине Героя, который борется с собирательным Злом и делится добром с людьми. Вспомним хотя бы Геракла, Спартака, Илью Муромца, Роланда, Ходжу Насреддина, Манаса, все они боролись со злыми, темными силами или защищали бедных и обездоленных. Робин Гуд, конечно же, из числа народных, именно народных героев, но со своим британским колоритом.
Хотя на надгробии в Кирклисе написано, что Робин Гуд был графом, а значит дворянином, но всё же, принято считать, что Робин Гуд был выходцем из зажиточного крестьянства, из йоменов. Йомены — это, как бы сейчас сказали, продвинутая часть английского крестьянства XIII-XIV века, когда монархия и дворянство переживали не лучшие времена, а Англию сотрясали междоусобные войны, делёж власти и территорий. Воспрянувшее на волне Великой хартии вольностей, английское крестьянство породило зажиточный слой — йоменов, которые уже понимали свою значимость и обрели собственное достоинство перед высшими сословиями. Обретя земельные наделы и обустроив своё хозяйство, они (йомены) готовы были защищать свою землю как от непомерной эксплуатации со стороны знати, так и от внешнего врага. Именно такой, уникальный для Англии, период освобождения и раскрепощения народной массы породил уникального героя — Робин Гуда, атамана лесной банды, которая грабила богатых и раздавала награбленное добро бедным. В этом была экзистенциальная миссия Робин Гуда, немного компенсировать простому народу ту тяжесть непомерного труда, который вынуждены нести на своих плечах простолюдины. Пусть в виде крошечного подарка судьбы или мизерной надежды на справедливость, но именно мечта о справедливости породила в народе такого яркого героя, каким по праву является Робин Гуд.
Робин Гуд, о нем сказано очень много, но суть его подвигов заключается в том, что будучи вовлеченным в круговорот властных, элитных игр высших сословий того времени, он оказался пораженным в правах и средствах со стороны английской знати и духовества. Как бы сейчас сказали, остался ни с чем. Но осознав всю глубину пропасти и разрыва между справедливостью в своем понимании и действиями властных структур, встал на борьбу с этой самой несправедливостью. То есть принял вызов несправедливости и стал с ней бороться теми методами, которые были в его распоряжении. Человечество, в периоды исторической напряженности, всегда рождает уникальных людей для преодоления и выхода за рамки критических исторических ситуаций. Вот и Робин Гуд оказался наделенным незаурядными способностями для преодоления невозможного.
Любому герою и лидеру обязательно должны быть присущи организаторские способности, виденье целостной картины происходящего. И эта способность у Робин Гуда представлена сполна. Отряд, который он собрал для воплощения общей мечты, был многочисленным, от 10 до 100 человек, и довольно четко мотивированным. Окружение Робин Гуда состояло из разных сословных представителей, от простолюдинов, до рыцарей. Малыш Джон — крестьянин, монах Тук из духовенства, Уилл Скарлетт из дворянства. Но сословное разнообразие не мешало им быть скрепленными одной единой целью — отмщения за понесенную несправедливость.
Вообще, отмщение и возмездие глубоко укоренено в сознании людей с незапамятных времен, со времен разделения труда и выхода человечества из первобытно-общинного коммунизма. Наряду с зарождением и мучительным утверждением сознания в первобытных людях возникали и первые прообразы героев, спасителей людей. Сначала в виде духов и богов, Прометея или Геракла, потом в виде реальных, но выдающихся людей, Ильи Муромца или Ходжи Насреддина. Вот и Робин Гуд стал воплощением народной мечты о возмездии за несправедливость в виде вполне реального, но собирательного персонажа. Почему собирательного, потому что в нем воплощены все лучшие качества всех людей и возведены на пьедестал почета — смелость, трудолюбие, независимость, ум, честность, сострадание, верность, любовь к людям. Все его подвиги и деяния совершаются только на основе помыслов о восстановлении попранной справедливости.
Конечно, можно назвать Робин Гуда английским первым революционером и это почти что так. Но все же — почти, и не совсем так. Любой революционер, по формулировке В.И. Ленина, должен овладевать знаниями, а также знать, что делать с властью, которую он получает в результате классовой борьбы. Иными словами, революционер должен четко понимать причины и следствия классового устройства общества, то есть, понимать природу неравноправия и угнетения. А после обретения власти, принимать все усилия для построения общества, лишенного неравенства и угнетения, что и было конечной целью любого прогрессивного революционера. Робин Гуд же, в меру своего времени, не обладал возможностями и соответствующими знаниями подлинного революционера, но выполнил, таким образом, первые наметки для формирования цели революционной борьбы, одновременно с этим примитивным способом снимая с народа бремя неравноправия. Главными целями борьбы Робин Гуда были первые ростки буржуазии в английском обществе, это ростовщики, духовенство, чиновничество, то есть классы, живущие на нетрудовые доходы и не желающие снижать своего господствующего положения, не желающие внимать чаяньям народа. А значит, революционного, классового в Робин Гуде было больше, чем в других народных героях предыдущих поколений.
Своеобразной экзистенциальной доминантой феномена Робин Гуда можно назвать историческую новизну борьбы Добра со Злом. Герои предыдущих поколений восставали против неопознанного, божественного Зла, непреодолимого для смертного человека, но обязательно сражались при помощи других, предвечных сил. Герой преображался посредством подвига и сражался со Злом, вооружившись сверхъестественным оружием. Меч-Кладенец, Летучие Сандалии, Шапка-Невидимка и многое другое было в арсенале героев древности. Робин Гуд же сражается с врагом обычным оружием, луком и стрелами. Стрела — это короткий, но убедительный сигнал из глубин общества своей элите о назревающем негодовании. При этом Робин Гуд обладает выдающейся сверхспособностью, необычайно меткой стрельбой из лука — оружия крестьян и охотников, низшего социального сословия. Эта сверхспособность, меткая стрельба, не является уникальной или совсем сверхъестественной. Меткостью может обладать каждый человек, если будет хорошо тренироваться и стараться. Поэтому, Робин Гуд является существенно человечным и родственным каждому жителю Англии. Единственная сверхъестественная, предвечная сила, которая спасает и благоволит Робин Гуду — это «Шервудский Лес», первозданная природная среда, прародина жителей Англии. В лесу Робин находит убежище, совершает боевые набеги на своих врагов именно из леса, одежда его одного рода и цвета с лесной кроной. Предвечная сила не может выступать на чьей либо стороне в борьбе Добра со Злом. И только Человек, Герой, через подвиг и преодоление совершает выход за пределы возможного и вершит божественную справедливость над силами Зла.
Очень глубокое изучение истории Робин Гуда провел Вадим Эрлихман, в своей книге «Робин Гуд». В его строках можно найти главный экзистенциальный смысл феномена Робин Гуда:
«… в мире робингудовской легенды отличие «хороших» от «плохих» весьма условно. «Положительные» герои … все-таки заняты своим разбойничьим делом — грабят и убивают. А отрицательные … так жалки и беспомощны, что их впору пожалеть. В легенде присутствуют элементы и мифа, и эпоса, но дух ее совсем другой. Внеморальный пафос мифа — создание мира из хаоса, моральный пафос эпоса — обустройство этого мира через борьбу добрых и злых сил. Мир баллад о Робин Гуде давно обустроен, в нем живут не боги и демоны, а обычные люди — то добрые, то злые, но всегда обычные. Таков и сам Робин, творящий малое зло ради такого же малого добра, «слишком человеческий» в отличие от других национальных героев — мифологического Джека Победителя великанов и эпического Артура. Однако именно это качество помогло ему выйти за пределы своего времени, сделавшись близким и привлекательным для людей всех эпох и всех стран».
По-видимому, В.Эрлихман четко уловил метафизический смысл исторической роли народных героев, подобных Робин Гуду. «Творить Зло, желая всем Добра». Эта формулировка выводит народных мстителей всех времен на уровень антагонизма с Дьяволом и Мефистофелем, и Робин Гуд — ярчайший представитель этого противостояния. Мефистофель заявлял о себе «Творю Добро, желая всем Зла». Ведь Дьявол обращается не с простолюдинами и помогает не обычным людям. Простых, обычных людей он презирает. Дьявол искушает элиту, власть имущих, тех, кто имеет всё и хочет большего, невзирая на силы и средства. Робин Гуд же обращается к простым людям и предъявляет им несовершенство сильных мира сего, поражая Зло его же методами.
Робин Гуд становится в один ряд с другими революционерами всех времен и находит достойный отклик в душах людей всего земного шара. Его подвиг и слава очень ярко отразились в творчестве нашего выдающегося поэта, актера, барда, Владимира Высоцкого, который написал в его честь ряд выдающихся, ярких, острейших баллад, в которых каждое слово отливается золотом. Например, знаменитая «Баллада о вольных стрелках» из кинофильма «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго», где Робин Гуда замечательно сыграл Борис Хмельницкий
Если рыщут за твоею
Непокорной головой,
Чтоб петлей худую шею
Сделать более худой,
Нет надежнее приюта:
Скройся в лес — не пропадешь,
Если продан ты кому-то
С потрохами не за грош.
Бедняки и бедолаги,
Презирая жизнь слуги,
И бездомные бродяги,
У кого одни долги,
Все, кто загнан, неприкаян,
В этот вольный лес бегут,
Потому что здесь хозяин
Славный парень — Робин Гуд!
Здесь с полслова понимают,
Не боятся острых слов,
Здесь с почетом принимают
Оторви-сорвиголов,
И скрываются до срока
Даже рыцари в лесах -
Кто без страха и упрека,
Тот всегда не при деньгах.
Знают все оленьи тропы,
Словно линии руки,
В прошлом слуги и холопы,
Ныне — вольные стрелки.
Здесь того, кто всё теряет,
Защитят и сберегут,
По лесной стране гуляет
Славный парень — Робин Гуд!
И живут да поживают,
Всем запретам вопреки
И ничуть не унывают
Эти вольные стрелки.
Спят, укрывшись звёздным небом,
Мох под рёбра подложив.
Им какой бы холод ни был -
Жив — и славно, если жив.
Но вздыхают от разлуки:
Где-то дом и клок земли -
Да поглаживают луки,
Чтоб в бою не подвели,
И стрелков не сыщешь лучших!
Что же завтра? Где их ждут? -
Скажет первый в мире лучник,
Славный парень — Робин Гуд!
Из этой песни слов не выкинешь. Робин Гуд и его образ народного мстителя раскрывается этой балладой наилучшим образом. Не удивительно, что эти слова нашли понимание у нашего народа, рожденного революцией. И хотя после разрушения Советского Союза, в нашу страну вновь возвращается крайняя форма неравенства и угнетения, стрелы Робин Гуда по-прежнему остры и точны, а рука народного мщения тверда и неумолима.
Так пусть же тугой лук будет применяться только в спортивных соревнованиях и не будет востребован как оружие мщения или вражды. А мистический «Шервудский Лес» больше никогда не понадобится в качестве пристанища бедным и обездоленным, потому что алчность и угнетение больше нетерпимы на Земле. Давайте все будем помнить незримый завет Робин Гуда.