Наталья Захарчук, руководитель семейной частной школы

Вред исторических мифов для формирования личности гражданина

Изображение: ИА Красная Весна
Наталья Захарчук (слева). Круглый стол «Целостность русской истории — основа стабильности государства». 22 мая 2021 года, Новосибирск
Наталья Захарчук (слева). Круглый стол «Целостность русской истории — основа стабильности государства». 22 мая 2021 года, Новосибирск

Этот доклад подготовлен мною совместно с психологом Маргаритой Мошкиной и педагогами семейной школы «А-класс», работающей по советским программам, которую я организовала в начале этого года.

Кроме того, в своем докладе я буду опираться на исторические документы, предоставленные общественной организацией — военно-историческим клубом «Живая история». Это люди, которые долгие годы кропотливо собирают исторические документы: письма, вырезки из старых газет, наградные листы, воспоминания очевидцев — всё, что связано с событиями Великой Отечественной войны.

И они, очевидно, являются бо́льшими историческими экспертами, чем я сама и даже чем многие современные школьные педагоги.

Итак.

Путаница в современных учебниках истории и огромное количество псевдоисторических книг, фильмов и передач неизбежно приводят к отсутствию четкого понимания в головах молодых людей исторической хронологии и к неверным выводам из произошедших с нашей страной событий.

И всё бы ничего — живут же как-то люди, не помнящие таблицы умножения или какими полезными ископаемыми богат африканский континент. Или аполитичные люди, не интересующиеся новостями.

Но проблема в том, что если мы не интересуемся историей, то просто вынуждены проходить заново все ее уроки, причем с самыми страшными и нежелательными последствиями. Как ребенок, который обжегся открытым огнем и забыл об этом, будет вынужден снова и снова повторять этот урок, пока не закрепится связь между действием и последующей болью.

Простой пример вреда исторических искажений для формирования личности человека и гражданина — это мифы о штрафных батальонах Великой Отечественной войны. Если посмотреть ряд современных художественных и псевдо-документальных фильмов, а также ознакомиться с подобной литературой, то складывается впечатление, что войну Советский Союз выиграл исключительно за счет этих военных формирований, в которых находились преимущественно заключенные и провинившиеся женщины. Что они практически врукопашную вынуждены были идти на фашистские танки и, конечно, находили там свою верную смерть. А не воевать они при этом не могли, потому как за ними стояли заградительные отряды, стрелявшие в дезертиров на поражение…

Вот скажите, прочитав, посмотрев в прайм-тайм по телевизору или услышав от любимых блогеров такую информацию, какое отношение у человека сложится к описываемым событиям?.. А к военному руководству?.. К самой стране?.. Возникнет ли желание защищать свою Родину с оружием в руках? Или захочется переехать в другое государство?

Для того чтобы действительно разобраться в вопросе, нужно ведь почитать и посмотреть что-то еще. Но в открытом доступе этой информации почему-то нет. Либо же она присутствует в виде скучного текста, нудного документа, который лень читать. Не то, что фильм «Штрафбат», или «9-я рота», где всё ярко и красочно. Всё взрывается и пестрит странными, с заявкой на глубокомыслие, диалогами.

А между тем даже поверхностно ознакомившись с вопросом штрафбатов, мы можем увидеть, что все мифы о них несостоятельны и не подтверждаются историческими документами. Что ежегодная численность армии и флота на фронтах войны была 6–6,5 млн человек, при этом доля штрафных подразделений была фактически ничтожна — от 2,7 процента в 1943 году до 1,3 процента в 1945 году. Так что СССР никак не мог таким количеством людей уничтожить все вражеские танки.

Из документов мы можем также узнать, что срок службы в штрафбате составлял 3 месяца или до первого ранения, а не до смерти. И что женщины в такие подразделения попадали преимущественно случайно, а заключенных и вовсе руководство отправляло в эти подразделения крайне неохотно, потому что важна была военная субординация, а не зоновская псевдокультура.

Однако воспитанные на таких исторических мифах люди поневоле попадают в так называемый «треугольник Карпмана» — это психологический термин, описывающий работу психики, как чередование состояний: Жертва — Тиран — Спасатель.

Вместо гордости за предков, выстоявших, завоевавших великую победу, человек, воспитанный на мифах, чувствует озлобленность на военное руководство, бессилие и отчаяние — типичные свойства Жертвы. Следом возникает неизбежное желание мстить обидчикам — уже нынешнему руководству страны. Это так называемое поведение Спасателя. Которое, в свою очередь, перерастает в проявление Тирана — психологическую потребность запугивать, доминировать и контролировать. Что мы и наблюдаем повсеместно в современной молодежной среде.

Молодым людям жизненно необходимы ориентиры. Именно с их помощью формируется личность. В Советском Союзе это знали и придавали огромное значение молодежной политике, предлагая эти ориентиры из среды реально существовавших героев, людей, вошедших в историю.

В современной России тоже знакомы с этим механизмом формирования личности и для молодежи также предлагаются герои. Но в основном не исторические, а фантазийные. Формируя совершенно другие свойства личности, чем были нужны прежде.

Давайте поставим себя на место ребенка. Особенно подростка. Родители заняты, им нужно работать. Учителям нет доверия — они, скорее, докладную напишут на плохое поведение, чем станут разбираться. А примеры для подражания, для опоры очень нужны. Где их взять? Кому подражать? Конечно же, хочется подражать достойному — харизматичному, популярному и успешному. А раз достойных исторических персонажей нет никаких, то блогер с большим количеством подписчиков как раз подойдет. А еще — тот парень из телевизора, который так эпатажно вел себя, что смешно выбесил всех стариков, участвовавших в передаче…

Выкорчевав все славные исторические события из памяти целого поколения, мы получаем неприкаянных молодых людей с совершенно сбитыми ориентирами.

Осознавая масштабы происходящего, невозможно просто сидеть, сложа руки, и ждать, чем же это всё закончится. Сейчас нам необходимо объединять усилия для изменения государственной молодежной политики, для изменения школьных программ и учебников, по которым нынешние школьники изучают историю, и конечно — для сохранения у наших детей правильных ориентиров. Я знаю, что РВС проделывает огромную работу в этом направлении — в том числе и переиздание старых учебников, и мне радостно находиться на одной стороне с этими людьми.

В свою очередь, я вижу свой вклад в эту деятельность в создании семейной школы, где обучение происходит по советским программам образца 1940-х годов — это, как известно, самый расцвет образования, единство педагогики, методики преподавания и научной составляющей обучения. История в нашей школе начинается с 4-го класса, как и положено было в советской программе. И начинается она, как и положено, с изучения Древней Руси, а не Древней Греции напополам с тевтонскими рыцарями, как предлагается сейчас в учебнике истории за 5-й класс.

Надеюсь, что сообща у нас получится изменить текущую ситуацию в сторону здравого смысла.

Спасибо за внимание.