Отравление Скрипаля: эскалация продолжается. Обзор

Изображение: Никита Устинов © ИА Красная Весна
Отравленное яйцо
Отравленное яйцо
Отравленное яйцо

Отравление бывшего офицера ГРУ, британского экс-шпиона С. Скрипаля станет предлогом для введения санкционных мер против России, уверены в МИД РФ. 13 марта обзор событий подготовил корреспондент ИА Красная Весна.

Первое сообщение о том, что С. Скрипаль пострадал от воздействия неизвестного вещества, исходило от BBC, крупнейшей телерадиокомпании Великобритании, и было опубликовано 5 марта. Практически немедленно стали поступать сообщения о возможном отравлении. На следующий день эта версия произошедшего стала основной. Параллельно происходило расширение охвата аудитории: следовали сообщения о закрытии ресторана, в котором он находился, и об исследованиях присутствия следов отравляющих веществ в других местах. Действия следствия сопровождались широкой информационной кампанией с яркой визуализацией предпринимаемых мер: специалисты в костюмах химзащиты и регулярные сообщения с различными подробностями во многих СМИ.

Утром 6 марта последовала первая официальная реакция со стороны России: пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что Кремль не располагает сведениями о трагическом происшествии. Основной акцент СМИ делали на принадлежности Скрипаля к службе внешней разведки России и его работе на британскую разведку информатором. На основании чего журналисты делали вывод, что трагическое происшествие является действиями со стороны России. Однако никаких реальных доказательств в пользу этой версии предоставлено не было. Позднее стали поступать сообщения, что вместе со Скрипалем пострадала его дочь.

После сообщения вечером 6 марта о госпитализации полицейских, осматривавших место происшествия, последовало резкое выступление главы британского МИД Бориса Джонсона 6 марта в британском парламенте. Говоря об отравлении, он назвал Россию страной, «оспаривающей фундаментальную основу международного порядка», и связал трагическое происшествие с Россией. Посольство РФ в Лондоне отреагировало на это заявление так же резко, заявив о начале новой антироссийской кампании. Заявление МИД России об отсутствии фактуры под предъявленными обвинениями последовало на следующий день. Тереза Мэй, глава правительства Великобритании, провела экстренное заседание кабинета министров, посвященное происшествию.

К вечеру 7 марта поступила информация от главного полицейского управления Скотланд-Ярда, что отравление Скрипаля и его дочери является покушением на убийство. Согласно заявлению посольства РФ в Великобритании, никакой информации России предоставлено не было. 8 марта в СМИ появились сообщения о том, что было использовано неустановленное вещество нервно-паралитического действия. После чего к делу привлекли военных специалистов в количестве 180 человек.

9 марта министр иностранных дел РФ Сергей Лавров выступил с заявлением, что причастность России к отравлению Скрипаля является необоснованной пропагандой, и добавил, что Москва готова оказывать любое содействие в расследовании дела. 10 марта в СМИ появились сообщения о возможном бойкоте Великобританией чемпионата мира по футболу, который будет проходить летом в России. 11 марта в Солсбери, где произошло трагическое событие, в рамках расследования было закрыто кладбище, а также было заявлено об обнаружении следов отравляющего вещества в ресторане, в котором побывали Скрипаль и его дочь. Посетителям ресторана и паба было рекомендовано постирать одежду.

Утром 12 марта крупнейшее лондонское издание, газета The Times, вышло с сообщением о возможном публичном предъявлении России обвинения в покушении на убийство на территории Соединённого Королевства. Вслед за обвинением предполагалось введение новых санкций, в том числе высылка российских дипломатов. Президент России В. В. Путин в ответ на предположение журналиста BBC об ответственности России за трагический инцидент кратко порекомендовал «разобраться у себя»: «...Потом мы с вами будем это обсуждать».

Вечером 12 марта премьер-министр Великобритании Тереза Мэй выступила с заявлением перед парламентом Великобритании, что ее правительство считает высокой вероятность причастности России к отравлению Сергея Скрипаля. Она также заявила, что отравление осуществлено редким веществом нервно-паралитического действия, якобы разработанным в Российской Федерации. По этому случаю для дачи разъяснений в МИД Великобритании был вызван посол РФ в Соединённом Королевстве Александр Яковенко. Мэй пояснила, что до вечера 13 марта Лондон будет ожидать от Москвы информацию по этому делу, которую она должна предоставить Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО). По словам премьер-министра Терезы Мэй, проведенная клиническая экспертиза позволила обнаружить в организме Скрипаля следы газа нервно-паралитического действия «Новичок».

13 марта госсекретарь США Рекс Тиллерсон после переговоров с главой английского МИД Борисом Джонсоном поддержал обвинения Великобритании в адрес РФ. Он назвал Россию «безответственным фактором нестабильности в мире», действующим без оглядки на «суверенитет других государств» с «открытым пренебрежением к жизни своих граждан», и потребовал наказания виновных.

13 марта МИД КНР призвал власти Великобритании к «оперированию фактами» и подтвердил, что Китай внимательно следит за разворачивающимся сюжетом. В этот же день в МИД России был вызван посол Великобритании в Москве Лори Бристоу. Первый заместитель министра иностранных дел РФ Владимир Титов выразил послу решительный протест в связи с выдвинутыми беспочвенными обвинениями в причастности России к трагическому инциденту с бывшим полковником Главного разведывательного управления Генштаба ВС РФ С. Скрипалем и его дочерью. Он также заявил, что ответа Москвы на ультиматум Лондона не последует до предоставления образцов вещества, упоминаемого в документах следствия. Более того, до тех пор, пока в соответствии с Конвенцией по запрещению химического оружия не будут предприняты шаги к совместному расследованию, рассчитывать на какой-либо ответ не следует. Разговор на языке угроз неприемлем, подчеркивается в заявлении МИД РФ: любые санкционные меры, направленные против России, не останутся без ответа.

Нервно-паралитический газ, предположительно использованный для отравления С. Скрипаля, производился на территории Узбекской ССР, но никогда не производился на территории РФ, заявил Игорь Никулин, член комиссии ООН по химическому и биологическому оружию в эфире передачи «Время покажет» 13 марта. Он добавил, что разработчики этого газа выехали впоследствии в США, предложив искать в этом деле «узбекский или американский след».

После обсуждения отравления С. Скрипаля между канцлером Германии Ангелой Меркель и премьер-министром Великобритании Терезой Мэй, инцидент будет рассмотрен с союзниками и партнерами, заявил 13 марта Штеффан Зайберт, официальный представитель правительства ФРГ. Трагическое происшествие получило название «нападение в Солсбери». Обвинения в адрес России были названы «законными». Общее мнение Мэй и Меркель: Россия обязана «оперативно реагировать» на предъявленные требования со стороны Великобритании.

Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова заявила о непрофессионализме возглавляющих внешнеполитическое ведомство Великобритании лиц в связи с выдвинутыми России требованиями ультимативного характера. «Кому они 24 часа дают?» — возмутилась Мария Захарова, выступление которой транслировалось телеканалом «Россия 1». Пресс-секретарь МИД напомнила, что ультиматумам нет места в отношениях между двумя ядерными державами, каковыми являются РФ и Великобритания. Она также заявила, что британским СМИ не будет позволено работать в России, если в Великобритании закроют телекомпанию Russia Today.

Министр иностранных дел России Сергей Лавров, в свою очередь, призвал правительство Великобритании вернуться к более адекватным формам взаимодействия по принятым дипломатическим правилам.

Спикер Государственной думы Вячеслав Володин считает, что такая спланированная акция — попытка воздействия на избирательную кампанию, проходящую в России. Он упрекнул власти Великобритании в выборе «самой циничной формы» для вмешательства, когда под угрозой оказывается здоровье людей, тем самым обвинив Лондон в причастности к отравлению Скрипаля.

Напомним, бывший сотрудник ГРУ Генштаба МО РФ Сергей Скрипаль в чине полковника, был осуждён в 2006 году по обвинению в государственной измене в форме шпионажа в интересах Великобритании — он в течение длительного времени работал на английскую разведку Ми-6. С помощью информации, выданной перебежчиком спецслужбам Британии, было скомпрометировано около трёхсот человек, имевших отношение к российской разведке. В 2010 году был осуществлен обмен приговоренного к 13-летнему сроку Скрипаля (с ним ещё троих изменников) на десятерых граждан, имевших отношение к российским спецслужбам и арестованных в США, после чего он переехал в Великобританию.

66-летнего Скрипаля и его 33-летнюю дочь Юлию обнаружили 4 марта в английском городе Солсбери возле торгового центра The Maltings на скамье в парке без сознания. На данный момент они помещены в реанимацию лечебного учреждения, пребывая в состоянии комы. По заявлению премьер-министра Великобритании Терезы Мэй, ответственность за применение нервно-паралитического вещества, запрещенного международным законодательством, возложена на Россию, действия которой, таким образом, создали потенциальный риск здоровью неопределенно большого круга лиц. В расследовании задействовано 180 военнослужащих, в том числе офицеров подразделения химической защиты Королевского танкового полка, а также специалистов Центра химической, биологической, радиологической и ядерной обороны и более 250 человек из специального антитеррористического подразделения полиции.

Следует отметить, это не единственный скандал, в котором фигурирует отравление перебежчика из российских спецслужб якобы российской стороной: экс-сотрудник органов госбезопасности России Александр Литвиненко, ранее также переметнувшийся на сторону Великобритании, скончался в 2006 году в Лондоне. По данным проведённой экспертизы причиной смерти стало отравление радиоактивным полонием-210. Несмотря на отсутствие обоснованных доказательств, западные СМИ незамедлительно выступили с обвинением российских спецслужб в убийстве Литвиненко. Британские эксперты до сих пор придерживаются этой версии, не приводя весомых свидетельств в ее пользу.