Незаконно навязанный народу Армении референдум о судьбе КС может стать неким тестом на доверие самой нынешней власти

Зачем властям Армении конституционный референдум?

Изображение: Скопина Ольга © ИА Красная Весна
Пашинян и Конституционный суд Армении
Пашинян и Конституционный суд Армении
Пашинян и Конституционный суд Армении

Политическая обстановка в Армении всё больше накаляется. Захватившие управление страной под лозунгами свободы и демократии «бархатные власти» обходятся с законодательством собственной страны настолько вольно, что всё больше их бывших сторонников переходят в оппозицию или начинают прямые протестные действия. Ярчайшим проявлением наступления на закон и право стала атака на судебную систему страны, в особенности — на Конституционный суд.

Наступление на суды было объявлено премьер-министром Николом Пашиняном 20 мая 2019 года. Пашинян заявил, что суды якобы не пользуются доверием армянской общественности и настало время некоего «хирургического вмешательства» в судебную систему. Тогда же он объявил, что все судьи в Армении должны быть проверены на благонадежность (так называемый «веттинг» судей).

Вскоре желание осуществить «хирургическое вмешательство» у Пашиняна обострилось. Это произошло, когда 4 сентября 2019 года Конституционный суд постановил, что уголовное преследование второго президента Армении Роберта Кочаряна неконституционно.

Намерение премьер-министра переформатировать Конституционный суд поддержала пропашиняновская фракция «Мой шаг» в Национальном собрании (НС) республики, а также полиция и прокуратура, где в сентябре 2019 года были поставлены новые исполняющие обязанности руководителей. Таким образом, давление на КС развернулось сразу на нескольких направлениях. Но главной целью с самого начала противостояния являлся председатель КС Грайр Товмасян.

Первым делом против главы КС со стороны парламента были выдвинуты абсурдные обвинения в его пристрастном отношении к Кочаряну, а также в якобы незаконном присвоении им должности председателя КС. По заявлению депутата НС Армана Бабаджаняна против Товмасяна было возбуждено уголовное дело об узурпации власти.

Кроме того, Товмасяна обвинили в финансовых махинациях. И вскоре стало понятно, для чего. В ходе «следственных» мероприятий по второму обвинению на допрос были вызваны его пожилой отец и две дочери. Причем не в прокуратуру, а в Службу национальной безопасности Армении (СНБ). Кроме того, с телевидения уволили сестру Товмасяна. Общественность однозначно оценила эти действия как давление на семью председателя КС.

Читайте также: Травля продолжается. Ближайших родственников главы КС Армении вызвали в СНБ

Практически одновременно парламент Армении предпринял еще несколько шагов. Сначала депутаты парламента обратились к судьям КС с предложением о прекращении полномочий главы конституционного суда Грайра Товмасяна, но КС данное предложение отклонил.

Читайте также: КС Армении уклонился от производства по делу главы КС Грайра Товмасяна

Помимо «кнута» попробовали применить и «пряник». В конце декабря парламент принял, а президент Армении Армен Саркисян подписал закон, регламентирующий «законный подкуп» судей КС. Судьи, добровольно покинувшие свой пост в течение двух месяцев со дня его вступления в силу, получали бы пенсию в размере своей сегодняшней зарплаты вплоть до истечения первоначально назначенного им срока работы в КС. Вопреки ожиданиям авторов закона, судьи КС не воспользовались предоставленной «заманчивой возможностью».

Тему Конституционного суда не могли не затронуть на прошедшей 25 января большой пресс-конференции премьер-министра Армении. Журналисты неоднократно задавали вопросы о КС.

В частности, был поднят вопрос об одном из судей КС, который не участвует в его работе, а зарплату получает. Имеется в виду судья КС Ваге Григорян, который не принял участия ни в одном из заседаний суда.

Григорян, который ранее работал на первого президента Армении Левона Тер-Петросяна, получил должность судьи КС 18 июня 2019 года. В соответствии с законодательством Армении, его избрало Национальное собрание, состав которого, соответственно, был сформирован после «бархатного» переворота 2018 года.

Григорян был избран большинством провластной фракции «Мой шаг», несмотря на возражения оппозиционных партий. Он оказался вторым членом КС, избранным после вступления в силу последних поправок в Конституцию.

Войдя в состав КС, новоиспеченный судья попытался устроить там переворот. Он заявил, что судьи КС, которые были избраны до вступления в силу изменений Конституции, являются нелегитимными. Он объявил, что возлагает на себя полномочия председателя Конституционного суда.

Эту узурпацию власти не поддержали не только юридически грамотные соотечественники, но и Венецианская комиссия, которая посчитала совершенно беспочвенными претензии Григоряна на руководящую должность в КС. После этого Ваге Григорян отказался принимать участие в заседаниях КС, но от получения заработной платы не отказался.

Несмотря на то, что эта история широко освещалась, как в армянской, так и в российской прессе, Пашинян во время большой пресс-конференции заявил, что ничего не знает об этом и пообещал поинтересоваться.

Читайте также: Один из судей КС Армении не работает, а премьер-министр не в курсе?

Вторая яркая тема, запущенная на большой пресс-конференции Пашиняна, — обещание главы правительства предъявить общественности некие доказательства того, что якобы председатель КС предлагал Пашиняну некие свои услуги в обмен на лояльность и сохранение его поста. Как оказалось позднее, этим якобы доказательством была авторучка, подаренная Товмасяном премьер-министру на публичном мероприятии. Историю обретения авторучки Пашинян сопроводил бездоказательными обвинениями в адрес Товмасяна.

Читайте также: Премьер-министр Армении объяснил, что символизирует авторучка

Еще не дожидаясь предъявления якобы имеющихся у Пашиняна «железных» доказательств, глава КС заявил о намерении подать иск за клевету на главу правительства в течение 20 дней, если доказательства не будут предъявлены. После предъявления авторучки иск был подан немедленно.

Читайте также: Председатель КС Армении поручил подготовить иск против премьер-министра

История с авторучкой стала неким спусковым крючком. После нее абсурдные заявления и не менее странные действия различных ветвей власти Армении посыпались как из рога изобилия.

Начиная с внезапного «воспоминания» вице-спикера парламента Армении Алена Симоняна о якобы имевшем место в 2018 году его телефонном разговоре с экс-главой СНБ Артуром Ванецяном. Симонян заявил, что Ванецян якобы передавал слова Товмасяна о готовности сотрудничать с правительством Пашиняна.

Экс-глава СНБ достаточно жестко отреагировал на слова вице-спикера парламента. Он назвал историю жалкой, состряпанной на коленке и невозможной по ряду принципиальных для Ванецяна причин.

Читайте также: Ванецян: история парламентария о главе КС Армении «состряпана на коленке»

29 января по Общественному ТВ показали репортаж о главе КС, в котором обвинения в адрес Товмасяна по одному из уголовных дел были представлены как доказанные факты. Между тем, по этому делу не только нет судебного решения, но и следствие еще не закончено.

Запись передачи с одобрительным комментарием разместил у себя в Facebook Пашинян. В тот же день председатель постоянной парламентской комиссии по обороне и безопасности Армении Андраник Кочарян заявил, что КС угрожает безопасности государства.

Журналисты заподозрили, что готовится арест главы Конституционного суда Армении. Однако началось наступление на другом направлении — в области законодательных инициатив.

На внеочередном заседании Национального собрания Армении представитель правящей фракции «Мой шаг» предложил внести в Конституцию изменения, позволяющие снять с постов всех «старорежимных» судей. Причем сделать это просто решением парламента, без референдума и других предусмотренных статьей 168 (часть 2) Конституции РА «условностей» вроде согласования поправок с Конституционным судом.

Однако столь радикальное предложение провалила сама правящая фракция. И тут же приняла другое — менее вызывающее, более дорогостоящее и немногим более законное. Те же самые поправки решили вынести на референдум, тут же названный юристами и общественниками безрассудным и беззаконным.

Читайте также: Армянские правозащитники призвали президента не нарушать конституцию

Стоит отметить мнение ряда экспертов, которые считают, что правовую часть выступления Пашиняна 7 февраля в НС республики написал тот самый уклоняющийся от работы в КС судья Ваге Григорян. Его же считают автором поправок в Конституцию, которые парламент пытается протолкнуть через референдум.

Читайте также: Эксперты: выступление Пашиняну писал судья КС, который сохранит свой пост

9 февраля президент Армении Армен Саркисян подписал решение парламента о проведении референдума и назначил дату 5 апреля. На нем гражданам страны будет предложен вопрос о прекращении полномочий председателя Конституционного суда Грайра Товмасяна и еще шести судей КС.

Незаконно навязанный народу Армении референдум о судьбе КС может стать неким тестом на доверие самой нынешней власти. Причем внутренняя политика правительства Пашиняна вполне может привести к полному провалу власти на этой проверке. Если, конечно, подсчет голосов будет честным.

Читайте также: «Голос Армении»: «бархатной» власти стоит бояться испытания референдума

Между тем, правящий блок явным образом надеется, избавившись от непокорных судей, не только завершить в свою пользу дело Кочаряна. В законодательство Армении вносится все больше изменений, которые рано или поздно могут и даже должны войти в противоречие с Конституцией. И к этому моменту власти надеются получить «ручной» Конституционный суд.