США предприняли беспрецедентную атаку на китайского телекоммуникационного гиганта Huawei. Объявив запрет на поставку компании комплектующих американского происхождения, американцы стремятся парализовать работу мирового лидера в разработке оборудования для сетей нового поколения 5G. Какие истинные цели стоят перед теми, кто применил методы экономической войны против конкурентов?

Huawei должен быть разрушен

Изображение: Евгений Давыдов © ИА Красная Весна
США против Huawei
США против Huawei
США против Huawei

Huawei delenda est

В последние несколько недель у всех на слуху санкционная атака западных стран во главе с США на крупнейшего китайского и мирового производителя телекоммуникационного оборудования — компанию Huawei. Интересно было бы разобраться с хронологией событий, их вписанностью в более глобальный контекст и сделать выводы из случившегося.

Давление на компанию началось не в мае 2019 года и даже не в декабре 2018-го, когда в Ванкувере была арестована финансовый директор Huawei Мэн Ваньчжоу по обвинению в банковском мошенничестве, препятствии правосудию и нарушении санкций против Ирана. Через 10 дней она была отпущена под залог.

Еще год назад, в июне 2018-го, Verizon отказалась продавать в своих магазинах смартфоны Huawei, Пентагон запретил продажу аппаратов на своих базах.

Тогда же США ввели запрет на продажу комплектующих другой китайской компании — производителю смартфонов ZTE. О расследовании же деятельности Huawei на предмет нарушения антииранских санкций стало известно еще в апреле 2018 года. Обе компании обвинялись в том, что в составе своего оборудования поставляли в Иран продукцию американских компаний в обход санкций.

Условия снятия санкций против ZTE были крайне жесткими: 1 млрд долларов штрафа, $400 млн на специальном счету на случай новых нарушений, создание надзорного органа в компании, состав которого утверждается США, и смена состава совета директоров. Фактически компания переходила под американский контроль. Чем это отличается от рэкета и рейдерского захвата, сказать сложно.

Тогда же Конгресс предъявил Google претензии по поводу сотрудничества с Huawei, которая якобы имела связи с Коммунистической партией Китая, что, по его мнению, представляло опасность для США.

Разминка была проведена. Через год атака началась всерьез.

Удар, удар, еще удар, опять удар — и вот
Борис Будкеев (Краснодар) проводит апперкот

20 апреля в The Times появилось сообщение о том, что ЦРУ предупредило британские спецслужбы о том, что Huawei финансируется китайской Народно-освободительной армией, Комиссией национальной безопасности и разведкой.

16 мая Министерство торговли США объявило, что отныне для ведения бизнеса с Huawei американским компаниям нужно получать особое разрешение. Мотивировано решение было угрозой национальной безопасности страны.

Ведущие поставщики комплектующих объявили, что прекращают сотрудничество с Huawei. Intel — поставщик процессоров для персональных компьютеров, Qualcomm — процессоров для мобильной техники, Xilinx — программируемых микросхем для коммутационного оборудования, Broadcom — микросхем для беспроводной связи — все отказались дальше поставлять свою продукцию китайскому гиганту.

Дальше к санкциям присоединились разработчики операционных систем (ОС), без которых устройства не могут функционировать. О прекращении сотрудничества с Huawei заявили Google со своей ОС Android для мобильных устройств и Microsoft с Windows для персональных компьютеров.

Дальше подключились организации, занимающиеся разработкой международных технических стандартов. Association SD и WiFi Alliance исключили Huawei из своих рядов, что привело к невозможности использовать в устройствах компании внешние карты памяти SD и модули связи Wi-Fi.

Это означало фактически остановку производства большого количества устройств Huawei.

В сложившихся условиях компания может либо продержаться на накопленных запасах, либо поменять поставщиков, либо переключиться на собственные разработки. У Huawei есть своя линейка процессоров Kirin для мобильных устройств. Однако они построены на основе ядра ARM одноименной британской компании. 22 мая и она объявила об отзыве лицензии на использование своей архитектуры китайским гигантом.

К санкциям присоединились Toshiba (одна из компаний большой тройки производителей оперативной памяти) и Panasonic. Запретила устанавливать свои приложения на смартфоны Huawei и Facebook — собственно Facebook, Instagram, мессенджер WhatsApp.

Американские власти также провели кампанию по дискредитации Huawei в глазах партнеров в Европе и Азии. Госсекретарь США Майкл Помпео заявил, что деятельность Huawei не соответствует европейским ценностям. Призвали изгнать китайскую компанию и с корейского рынка, а оператору LG Uplus, который уже пользуется оборудованием Huawei, запретить доступ к важным данным.

Wall Street Journal опубликовал материал, в котором указывает на свидетельства сотрудников компании и чиновников о том, что Huawei не гнушается промышленным шпионажем. И. о. министра обороны США Патрик Шанахан заявил, что компания тесно связана с правительством Китая и военными.

В итоге Белый дом определил срок в два года, в течение которого компании должны прекратить отношения с Huawei. Иначе они окажутся отлучены от правительственных контрактов.

Вот — апперкот, я на полу, и мне нехорошо

Удары по китайской компании не могли не сказаться на состоянии Huawei. Аналитики тут же заявили, что претензия на лидерство компании на рынке смартфонов вряд ли теперь будет обоснована.

Тайваньский сборщик смартфонов Foxconn объявил о сокращении объемов заказов со стороны Huawei. СМИ сообщили об уменьшении заказов и на комплектующие для ноутбуков, которые собирает Huawei, а также приостановку разработки новых устройств. Запуск производства новой модели Matebook был отложен на неопределенный срок.

Reuters сообщил о том, что Huawei ищет кредит на 1 млрд долларов для разрешения сложной ситуации с поставщиками. Также агентство поделилось информацией о том, что Huawei якобы планирует продать часть своих активов, а именно подразделение, занимающееся прокладкой подводных кабелей, составляющих физическую основу для функционирования сети Интернет. Шанхайская биржа получила документы от потенциального покупателя о предварительной договоренности о покупке 51% акций Huawei Marine Networks.

Встаю, ныряю, ухожу, и мне идут очки

Однако несмотря на сложность ситуации, Huawei и не думает сдаваться.

СМИ сообщили, что компания предвидела введение санкций и начала накапливать запас комплектующих загодя. По разным позициям запаса должно хватить от шести месяцев до года.

Основатель Huawei Жэнь Чжэнфэй заявил, что компания справится со всеми трудностями, и даже 90-дневная отсрочка запрета на работу с ней американских компаний значения не имеет. Чжэнфэй также напомнил, что компания разработала чипы не хуже американских, но это было сказано еще до заявления ARM об отзыве лицензии. По поводу ARM компания заявила, что уверена в том, что проблема будет решена и стороны договорятся, но пока этого не случилось.

Тяжелую ситуацию с невозможностью использовать операционную систему Android компания может решить выпуском собственной ОС — HongMeng или Ark OS. Прошли слухи, что она будет представлена летом, но компания их опровергла. Недавно появилось сообщение о том, что Huawei уже отгрузила пробную партию в 1 млн телефонов с новой ОС для тестирования. Приложения Android смогут работать и на HongMeng. Останется только проблема с более недоступным Huawei магазином Google Play Store, через который их можно приобретать. Но СМИ уже сообщали о переговорах Huawei с португальским разработчиком Aptoide по поводу использования аналога приложения для покупки других программ.

Рассматривает Huawei и вариант использования российской ОС «Аврора», которую разрабатывает финская компания с российским участием Jolla. «Аврора» является российским аналогом ОC Sailfish этой компании.

Подспорьем для Huawei явилось заявление крупнейшего изготовителя микросхем на заказ, тайваньской TSMC, что та не присоединится к санкциям и продолжит поставки продукции для китайской компании.

Предпринимает Huawei шаги и на юридическом фронте. Точнее было бы назвать его все-таки информационно-психологическим, поскольку перспективы удовлетворения этих исков довольно туманны.

Первый иск предъявлен американскому правительству по поводу противоречия включения Huawei в черный список американской конституции, поскольку одностороннее решение правительства о санкциях лишило компанию права на судебное разбирательство.

Второй иск был подан против бывшего американского сотрудника компании Ронни Хуанга, который якобы украл технологии, пользуясь служебным положением. Позже Хуанг вместе с двумя другими партнерами основал компанию CNEXLabs, которая воспользовалась этими технологиями.

Huawei также опровергла информацию СМИ об изменении объемов заказов на комплектующие для своей продукции.

Вступилось за компанию и китайское правительство. Наряду с заявлением о том, что применение всей мощи американского государства против частной компании представляет собой «типичную экономическую травлю», власти Китая, по информации The New York Times, пригрозили «серьезными последствиями» Microsoft, Dell, ARM, Samsung и SK Hynix. Было заявлено и о зеркальных мерах в виде аналогичного черного списка для американских компаний, которые предпринимают ограничительные меры по причинам, не связанным с коммерцией.

По этой ли или иным причинам Association SD и WiFi Alliance включили Huawei обратно в свои списки, вернув ей таким образом право на использование карт памяти и беспроводных локальных сетей.

Google, воспользовавшаяся 90-дневной отсрочкой запрета правительства США на сотрудничество с Huawei, вернула смартфон Huawei Mate 20 Pro китайской компании в программу тестирования новой версии ОС Android Q.

Также Huawei намерена завоевывать новые рынки. Последние модели смартфонов были официально представлены в Бразилии, которая является четвертым по объему рынком этих устройств после Индии, Китая и США. Также компания нашла себе партнеров среди бразильских розничных компаний и планирует развернуть в Бразилии производство телефонов.

Си Цзиньпин и Владимир Путин договорились о том, что сети 5G в России будут строить МТС и Huawei. Также компания рассматривает возможность локализации производства в России.

Меморандум о взаимопонимании подписала Huawei и с «Африканским союзом».

Cui bono? Cui prodest?

Кому выгодна и кому не выгодна ситуация с санкционной атакой на Huawei? Очевидно, что она не выгодна самой компании. А как на счет ее партнеров и конкурентов?

Больше всех, по данным Reuters, комплектующих Huawei продают Flex (производитель микросхем на заказ), уже знакомые нам Broadcom и Qualcomm, а также Seagate (производитель жестких дисков) и Micron (производитель памяти). Их выручка упадет, хотя у каждой компании доля в ней от сотрудничества с Huawei не превышает 10%. Broadcom заявила, что ее потери от санкций против Huawei составят около 2 млрд долларов.

На 3–4% упали акции европейских компаний — поставщиков Huawei: Infineon, AMS и STMicroelectronics.

Google заявила, что санкции против Huawei вредят национальной безопасности США, поскольку вынудят китайскую компанию разрабатывать собственные технологии и перестать зависеть от Америки. С американской компанией согласны и китайские власти, которые готовы оказать помощь компаниям Поднебесной в развитии новых технологий.

Основатель ARM Херман Хаузер заявил, что приостановка сотрудничества с Huawei будет разрушительной для британской компании. Более того, по его словам, даже европейские компании рассматривают возможность отказа от использования американской интеллектуальной собственности, которое может быть перекрыто в любой момент распоряжением президента США.

Что до конкурентов, то Nokia напрямую признала, что может получить преимущество в области разворачивания сетей 5G от санкций против Huawei.

Китай обогнал США в гонке за 5G. По словам вице-президента Huawei Лу Юна, компания обладает количеством патентов в сфере 5G большим, чем у всех американских компаний вместе взятых.

Жэнь Чжэнфэй заявил, что обвинения компании в краже технологий абсурдны, поскольку именно у американцев этих технологий еще нет. Если бы компания отставала в плане технологий, то по ней не били бы так сильно.

Консалтинговая компания Deloitte подсчитала, что Китай потратил на разворачивание базовых станций для сетей 5G на 24 млрд долларов больше, чем США. В Китае их уже поставлено 350 000, а в США только 30 000.

Первые санкции против Huawei были приняты западными странами именно в сфере разворачивания сетей 5G. Обычными конкурентными методами борьбу у Huawei не выиграть. По информации Reuters, стоимость разворачивания 5G в Европе без участия китайских фирм увеличится на 55 млрд евро. Фактор такой выгоды можно нивелировать, только задействовав методы экономической войны в виде санкций и ограничений, чтобы отсечь китайцев от западных рынков телекоммуникационного оборудования.

Кроме того, Запад не хочет зависеть от Китая технологически. При помощи антикитайских санкций западные правительства расчищают для своих компаний рынки, возможность освоения которых может стимулировать компании вкладывать в развитие технологий 5G. Согласно тому же докладу Deloitte, ставка США в области сетей пятого поколения состоит именно в стимулировании компаний самим вкладывать средства в разворачивание и коммерческое использование 5G.

Примечательно, что для первой передачи BBC по сети 5G использовалось оборудование Huawei. Это произошло уже после введения санкций против китайской компании, а провайдер EE, услугами которого воспользовалась вещательная корпорация, уже удалил смартфон Huawei Mate 20 из списка рекомендованных к использованию в сети 5G компании аппаратов.

Еще одной областью, которую рассматривали аналитики в связи с санкциями против Huawei, является конкуренция за рынки продаж смартфонов. Специалисты сходятся на том, что больше всего выиграют корейская Samsung и американская Apple, на продукцию которых переключатся покупатели вне Китая, чтобы иметь доступ ко всем сервисам Google, а также оградить себя от любых других проблем, когда что-то может не заработать. Другое дело, что аналитики не исключают, что заградительные меры могут быть применены против продукции Apple в Китае. Но доля американской компании на китайском рынке была довольно мала. Другое дело — рынки за пределами Поднебесной. Huawei там только теснила американцев и корейцев. И специалисты считают, что теперь эта тенденция закончится.

Но чтобы понять всю картину санкционной атаки на Huawei, необходимо подняться на уровень американо-китайских отношений вообще и увидеть, что атака на китайскую компанию вписывается в обширную торговую войну, которую ведут между собой две страны. То, что Huawei может стать разменной монетой в торговых переговорах, говорил Дональд Трамп и заявил глава казначейства США Стивен Мнучин. Более того, во время истории с арестом финансового директора Huawei Мэн Ваньчжоу во время американо-китайских переговоров в 2018 году Трамп также заявлял, что может поспособствовать разрешению ситуации с арестом, если это поможет переговорам по торговой сделке.

США ведут переговоры с Китаем. Во время этих переговоров подстраивают некую пакость, которая вроде бы не имеет к ним отношения. А потом предлагают Китаю помощь в исправлении последствий пакости в обмен на уступки на переговорах. Так было в 2018 году, так происходит и сейчас, но в более серьезном масштабе. Это напоминает поведение бандитов на улице, когда они втравливают ничего не подозревающего прохожего в историю, а потом за определенную сумму предлагают ему решить его внезапно возникшие проблемы.

Мне руку поднял рефери, которой я не бил

США оказались в условиях, когда появляются сферы, где былое технологическое преимущество утрачено, а санкции против ушедших вперед конкурентов будут лишь подстегивать их вкладывать деньги в дальнейшее развитие технологий и приводить к еще большему уменьшению зависимости от Америки.

К тому же Китай обладает таким внутренним рынком, который позволяет держать окупаемость вложений в развитие технологий на приемлемом уровне. Также нужно учитывать фактор национального достоинства, который в Китае играет особую роль. Продажи смартфонов Huawei в Китае после введения санкций в крупном китайском интернет-магазине Tmall выросли на 130%.

Государство также оказывает помощь компаниям и заинтересовано в их развитии. Китайские власти на предыдущей неделе выдали лицензии на работу 5G сетей четырем сотовым операторам. Это означает, что полноценное коммерческое использование сетей 5G в Китае не за горами.

Eventus docet

Какой урок можно вынести из развивающейся ситуации, какие выводы сделать в том числе применительно к России?

Мы видим, что интересы западных фирм приносятся в жертву достижению политических целей, а также экономических, но большего масштаба, уже на уровне экономик государств, а не отдельных компаний. Для завоевания позиций на переговорах о торговом соглашении с Китаем США активно предпринимают методы экономической войны, которые не имеют ничего общего с принципами свободной конкуренции, не говоря уже о «свободной руке рынка», а больше похожи на приемы и уловки уличных бандитов.

Другими методами США, видимо, уже не могут бороться с набравшим экономическую и технологическую мощь Китаем.

Применительно к России стоит обратить внимание на ситуацию с лицензией на использование процессорной архитектуры ARM. Теперь у нас есть пример, когда британская компания, даже в ущерб себе, отзывала лицензию и использование интеллектуальной собственности становилось невозможным.

Необходимо напомнить, что условно российские процессоры «Байкал» построены также на импортном ядре компании Imagination Technologies, а поэтому их может постичь та же участь в случае применения санкций.

Правда, надо отметить, что не все компании принимают этот фактор во внимание. Китайская же Lenovo, несмотря на ситуацию, в которую попала Huawei, заявила, что не собирается разрабатывать свою операционную систему и процессоры. Ну, хозяин — барин. Не пришлось бы потом жалеть. Если целью атаки на компанию является улучшение позиций США на переговорах о международной торговле, то абсолютно все равно, какая компания выбирается в качестве объекта атаки. В следующий раз это может быть и Lenovo.

Производятся что «Байкалы», что «Эльбрусы» на Тайване. Не зря СМИ обращали внимание, что TSMC не собирается прекращать выпуск продукции для Huawei. Изготовление микросхем на заказ — это одна из критических точек производства электроники сегодня, и атака на нее будет весьма болезненной. Сейчас TSMC не отказалась работать с Huawei, но вероятность-то была. Иначе не появлялось бы материалов, что хоть на этом фронте у Huawei все в порядке.

Противостояние США с Huawei, а на самом деле с Китаем в целом в торговле и в технологиях, еще в самом разгаре, и полный спектр ответных мер Поднебесной еще не определен. Нет причин сомневаться, что они последуют.

Подробнее о торговой войне между США и Китаем читайте в цикле статей Юрия Бялого США против КНР: обострение торговой войны