Практически на глазах у гитлеровцев герой смог взлететь. На крыле самолета он благополучно доставил своего друга и командира на ближайший аэродром балтийских летчиков в район Петергофа.

«Мы дорогой боя грозного прошли». 75 песен Великой Отечественной — 6

Бут Н.Я., Севостьянов Г.К., Щербаков В.Н. «Огненная дуга», 1986 г
Бут Н.Я., Севостьянов Г.К., Щербаков В.Н. «Огненная дуга», 1986 г

Когда речь заходит о тех боях, что происходили в годы войны «на земле», то безусловно наибольший вклад в Победу внесла пехота, о песнях которой было кратко рассказано в предыдущей публикации цикла «75 песен Великой Отечественной». Но не только воины с винтовками и автоматами в руках сражались на фронтах.

Недаром закрепилось понятие «первой в истории войны моторов» за Второй мировой, и как части ее — Великой Отечественной. Именно о песнях артиллеристов, танкистов, летчиков и моряков — тех, в руках которых находилось самое грозное оружие и самая совершенная военная техника того периода, пойдет рассказ в этой статье.

Вспоминая песни артиллерии и бронетанковых войск Великой Отечественной, при всем большом количестве хороших произведений, созданных советскими композиторами и поэтами, а порой и самими бойцами, было бы неправильным обойти самые-самые.

Горит в сердцах у нас любовь к земле родимой.
Идём мы в смертный бой за честь родной страны.
Пылают города, охваченные дымом,
Гремит в седых лесах суровый «Бог войны».


Песня артиллеристов (Т. Хренников, сл. В. Гусев) М. Рейзен, 1947

Кинофильм «В шесть часов вечера после войны» режиссера Ивана Пырьева вышел на экраны только в сентябре 1944 года. Его название интриговало зрителя: война-то еще продолжалась! Среди тех, кто первыми увидели новый фильм были и бойцы, находившиеся на фронте, где ее показали кинопередвижки. И зрительские ожидания оправдались — картина покорила сердца.

А «Песня артиллеристов» Тихона Хренникова и Виктора Гусева, прозвучавшая в этом киношедевре, мгновенно стала популярной, и закрепила за собой статус музыкального символа советской артиллерии. За работу над фильмом и песнями к нему в 1946 году и Тихон Хренников, и Виктор Гусев, вместе с Иваном Пырьевым и актерами, сыгравшими в нем главные роли, были удостоены Сталинской премии второй степени.

Виктору Михайловичу Гусеву, который написал сценарий к фильму и тексты всех песен, звание лауреата было присвоено посмертно. 34-летний поэт и драматург скончался в январе 1944 года, когда еще шла работа над кинолентой.

Бронетехника стала одной из ведущих сил во Второй мировой войне. Танковые армады вермахта, покорившие многие страны Европы, позволили нацистам и в Великую Отечественную, в ее начале, оккупировать значительную территорию СССР, используя более совершенную технику и накопленный ранее боевой опыт.

Но когда на вооружение советской армии стали массово поступать новые танки Т-34, КВ-1, позже ИС-2, когда советские военачальники научились умело управлять бронетанковыми и моторизованными частями, уже советские танкисты стали диктовать свою волю на полях сражений.

И всегда на вооружении танкистов были песни. И самой популярной из них была именно эта:

Гремя огнем, сверкая блеском стали,
Пойдут машины в яростный поход,
Когда нас в бой пошлет товарищ Сталин
И первый маршал в бой нас поведет!


Марш танкистов (Кф «Трактористы») (Дм. и Дан. Покрасс, сл. Б. Ласкин), П. Киричек, 1939

Жизнь этой песне, ставшей еще одним музыкальным символом Красной, а затем Советской Армии, дало творчество кинорежиссера Ивана Александровича Пырьева. Именно в его кинофильме «Трактористы», снятом в 1939 году, впервые прозвучал «Марш танкистов», авторами которого был композиторский дуэт братьев Дмитрия и Даниила Покрасс и поэта Бориса Ласкина.

Братья Покрасс стали авторами и следующей песни, которую они написали в самом начале Великой Отечественной войны на слова Василия Лебедева-Кумача. «Три брата» — песня-баллада, рассказывающая о том, как сражаются с немцами три брата, приходящие во время боя на выручку друг другу.

Три брата с фашистом дерутся жестоко,
И каждый из братьев силен и плечист:
Один — пехотинец, другой — смелый сокол,
А третий — отважный танкист!


Три брата (Дм. и Дан. Покрасс, сл. В. Лебедев-Кумач, 1941) В. Бунчиков, В. Нечаев

В начале войны очень важно было наладить взаимодействие между разными родами войск в бою. Это понимали не только военачальники — боевую взаимовыручку пропагандировали и песни.

Довоенные песни — «Авиамарш», «Стальная эскадрилья», «Любимый город», песни военных лет: «Бомбардировщики», «Мы, друзья, перелетные птицы» и многие другие — честно служили советским летчикам в годы Великой Отечественной. В этой публикации вы услышите еще две.

Смело и умело сражается пилот
За молодость, и за счастье, и за свой родной народ.
Солнце из-за тучи покажется опять.
Весенними лучами будет ласково сиять.


Летная (М. Блантер, сл. А. Жаров) Г.Виноградов, ф-но М.Блантер, 1944

Песня была написана Матвеем Блантером на стихи Александра Жарова в 1942 году. В том же году ее ноты были напечатаны в третьем выпуске сборника песен Великой Отечественной войны «В бой за Родину!» и отправлены на фронт. Песню часто исполняли, особенно в авиационных частях, в ходе концертов.

И если «Летная» Блантера и Жарова была песней обо всех летчиках, то следующая песня: «Орлиное племя» Александрова и Лебедева-Кумача, пересказывала в своем сюжете реальную военную историю.


Орлиное племя (А. Александров, сл. В. Лебедев-Кумач) О.Разумовский и КАППСА, 1944

В августе 1941 года в районе аэродрома у села Клопицы под Ленинградом в тылу врага лейтенант Алибек Слонов (уроженец села Карджин Кировского района Северо-Осетинской АССР) посадил свой одноместный И-153 рядом с подбитым самолетом своего ведущего — Героя Советского Союза, старшего лейтенанта Николая Свитенко. Практически на глазах у гитлеровцев герой смог взлететь. На крыле самолета он благополучно доставил своего друга и командира на ближайший аэродром балтийских летчиков в район Петергофа.

Главный маршал авиации Александр Александрович Новиков в своих воспоминаниях потом напишет: «Эта история вскоре облетела весь мир. В американских газетах подвиг Алибека Слонова назвали „…небывалым, превосходящим все, до сих пор известное нам в анналах мировой авиации“». Но на самом деле это не так.

Только в ходе финской войны 11 раз подобным образом спасали своих попавших в беду товарищей советские летчики. Такой же случай имел место и во время войны с японцами на Халхин-Голе летом 1939 года. Неоднократно на выручку своим товарищам, совершившим вынужденную посадку, приходили и советские пилоты в Великую Отечественную.

Чувство дружбы, фронтового братства было одним из тех человеческих качеств, что помогли советским солдатам одолеть фашистов в годы войны. Три друга стали героями песни, рассказывающей уже о моряках.

И снова в битвы друзья ходили.
Когда ж грозила им беда,
Они дружили
И вместе были
На суше и в море всегда.


Земляки (С. Кац, сл. А.Сафронов) ЦАПП ВМФ СССР, 1943

Песня была написана в 1943 году замечательным дуэтом авторов — Сигизмундом Кацем и Анатолием Софроновым. Ими были написаны многие военные песни, среди которых — «Шумел сурово брянский лес».

Еще одной песней–предвестницей победы стал «Бушлат» композитора Константина Листова и поэта Николая Флерова. Написанная в самом начале войны, она завершается словами, что настанет время, когда «почистим мы бушлаты и шинели, придем на праздник дружною семьей».

От волжских круч, от города Кронштадта,
От южных скал и северной земли
Мы в бескозырках и в морских бушлатах
Дорогой боя грозного прошли
.


Бушлат (К. Листов, сл. Н. Флеров) анс. ЦА ВМФ, 1942

Песня «Бушлат» была особо любима моряками. Причем, не только Балтийского флота, на котором служил Николай Флеров, но и на Черноморском, и на Северном, и на Тихоокеанском.

Сам поэт позже писал: «Так как я „приписан был к флоту“, то принято считать меня поэтом-маринистом. Но по существу это неверно, во-первых, потому, что я против деления „по производственному признаку“, и, во-вторых, — это важнее, — я просто русский лирический поэт… Для меня есть первое понятие в слове — Родина…»

В песне «Бушлат» упоминаются и волжские кручи, и Кронштадт, и южные скалы, и северные земли, и бои за Москву… Именно песни, рассказывающие о сражениях Великой Отечественной окажутся в центре внимания в следующей статье цикла «75 песен Великой Отечественной».