Одно из главных событий уходящего года, что думали эксперты о перспективах Севморпути и «алаверды» американскому адмиралу — обзор событий Арктики за последнюю неделю уходящего года

Откуда лучше всего наносить удар возмездия и куда везти СПГ — Арктика за последнюю неделю 2019 года

Изображение: Скопина Ольга © ИА Красная Весна
Атомоход «Арктика»
Атомоход «Арктика»

Предпоследняя неделя года и два дня последней недели были богаты заметными событиями, связанными с арктическим регионом и Севморпутем. Финальным аккордом в череде событий 2019 года, связанных с Арктикой, стало опубликование на сайте правительства программы развития Севморпути, разработанной госкорпорацией «Росатом». Кроме этого, последние десять дней года запомнились примечательными высказываниями экспертов, новыми заявлениями по поводу развития ледокольного флота и яркими репликами военных.

Планы

Наиболее значительным событием последних дней уходящего года в околоарктической политической и экономической жизни стало утверждение правительством плана развития Севморпути, разработанного в недрах «Росатома». План был подписан еще 21 декабря. Публикации об этом появились в понедельник 23 декабря. Наконец, через неделю план был опубликован на сайте правительства.

Обзор плана стоит сделать в отдельной статье, это весьма интересный документ, содержащий 11 глав и 84 конкретных пункта будущих мероприятий по развитию Севморпути до 2035 года. Среди них: развитие ледокольного флота, портов и терминалов, авиационной и железнодорожной инфраструктуры.

Например, из плана следует, что запланировано к постройке три атомохода проекта «Лидер», каждый из которых вдвое превзойдет проходящий сейчас испытания на Балтийском заводе атомоход «Арктика». Напомню, мощность «Лидера» будет составлять 120 МВт на валу. Планируется, что атомоходы будут строиться на верфи «Звезда» в Приморском крае и вступать в строй последовательно в 2027, 2030 и 2032 годах.

Читайте также: Опубликован план развития Севморпути

Следует отметить наличие еще одного плана развития Арктики в целом — плана Минвостокразвития, который находится в государственно-правовом управлении президента и который лишь в феврале 2020 года будет проходить утверждение в Госдуме. Хочется надеяться, что наличие двух планов не приведет к конкуренции за ресурсы и пойдет на пользу, а не во вред Арктике. Комментарий редакции ИА Красная Весна читайте в материале: «Арктика будет развиваться по плану „Росатома“».

Ледоколы

Что касается проходящей испытания на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге «Арктики», то на последней неделе уходящего года завод сообщил об успешных испытаниях судна на кренование. Целью испытаний на кренование является определение центра тяжести и испытание остойчивости судна.

Напомню также о еще двух строящихся на Балтийском заводе ледоколах типа «Арктика» и о планируемых к постройке еще двух.

Читайте также: Три атомохода «Лидер» войдут в строй до 2033 года

Впрочем, в ледокольном судостроении гладко не всё. Сроки сдачи дизель-электрического ледокола «Виктор Черномырдин» снова перенесены. Проблемы, как сообщается, связаны не с неготовностью судна, а с юридическими формальностями, которые, однако, как оказалось, способны задержать надолго выход готового судна в море.

Эксперты

О значимости развития Арктики 27 декабря в большом интервью по итогам года сказал министр иностранных дел России Сергей Лавров: «Совместно с иностранными партнерами осваивается ресурсная база Арктики, в том числе в рамках проектов „Ямал СПГ“ и „Арктик СПГ 2“». Лавров сказал и о значимости Севморпути для экспортной транспортировки российского газа не только в западном направлении, но и в страны азиатско-тихоокеанского региона.

Фактор Севморпути становится аргументом в «большой игре». И аргументом в нашу, российскую пользу.

Впрочем, некоторые эксперты считают, что востребованным в обозримом будущем будет все же западное направление Севморпути. Так, заведующий кафедрой государственного регулирования РАНХиГС Владимир Климанов заявил, что западная ветка СМП будет загружена перевозками углеводородов с месторождений западной Сибири. Что касается восточной ветки (по которой можно осуществлять экспорт в Азию), эксперт указал на гораздо менее благоприятные условия судоходства в этом направлении.

Это все так, но именно для навигации в сложных условиях разрабатываются и планируются к постройке атомоходы «Лидер», способные разбивать лед толщиной до 4 метров и вести за собой ширококорпусные газовозы.

Надо сказать, что эксперты сомневаются и в экономической эффективности добычи нефти на российском арктическом шельфе. Эксперт Российского совета по международным делам Виктор Катона, например, указал на три причины, которые осложняют освоение ресурсов Арктики: высокая себестоимость — более 100 долларов за баррель, санкции, и экологические риски. Относительно последнего эксперт пояснил, что бороться с разливами нефти посредством бактерий, пожирающих нефть, в Арктике невозможно из-за слишком холодной воды.

Тем не менее вряд ли предполагаемые на шельфе 130 млрд баррелей нефти и конденсата останутся спокойно лежать в недрах. Вопрос все же не в текущей себестоимости, а в воле овладеть ресурсами природы, а она, по крайней мере в отношении углеводородов, очевидна.

Полукурьезное сообщение пришло на прошлой неделе из норвежского Киркинеса, населяемого тремя с половиной тысячами жителей. Мэр города сообщил журналистам о планах постройки в Киркинесе глубоководного морского порта и о том, что переговоры о инвестициях ведутся с китайцами. Развивая тему, мэр Руне Рафальсон заявил о том, что подумывает и о постройке железной дороги в Финляндию.

Читайте также: В Норвегии надеются стать частью арктического пути из Азии в Европу

Очевидно, российские усилия по развитию СМП не остаются незамеченными в соседних странах, и наиболее чуткие к новым экономическим ветрам головы начинают замышлять не менее масштабные предприятия.

Новости корпораций

Ньюсмейкером на прошлой неделе была компания «НОВАТЭК». На встрече капитанов российского бизнеса с президентом глава компании Леонид Михельсон сообщил о том, что в текущем году принято инвестрешение по новому проекту по производству сжиженного газа «Ямал СПГ-2», а итогом 2019 года Михельсон назвал то, что действующее производство «Ямал СПГ» работает на 10% выше проектной мощности.

Другой интересной новостью недели от «НОВАТЭК» стало сообщение о запуске в бельгийском Зебрюге резервуара для СПГ из России мощностью 180 тысяч кубометров. Проект стартовал в 2015 году и, по словам заместителя председателя правления ПАО «НОВАТЭК» Льва Феодосьева, является ключевым событием для компании. Бельгийский резервуар позволит переваливать 8 млн тонн СПГ в год.

Регионы

Из Мурманска пришло сообщение о новых арктических проектах. Губернатор Андрей Чибис, отчитываясь о проделанной за 2019 год работе, рассказал, что в рамках создаваемой в регионе территории опережающего развития (ТОР) будут запущены новые проекты: Арктический центр судоремонта и судостроения и Арктический испытательный полигон. Всего в первый арктический ТОР будет вложено, по словам Чибиса, 300 млрд рублей и создано 24 тысячи рабочих мест.

Читайте также: Инвестиции в Мурманскую ТОР составят 300 млрд рублей — губернатор Чибис

Что ж, программа развития Арктики уже обещает многое не только устами федеральных чиновников, но и устами глав регионов. Будут ли эти обещания выполнены — покажет время.

Яркие реплики военных

Арктика в последнее время стала часто упоминаться в заявлениях военных. В прошлом обзоре мы не могли пройти мимо заявления американского адмирала Джеймса Фогго — командующего ВМС США в Европе и Африке, который не уверен, что США собираются следовать установленным Россией правилам судоходства по СМП.

А на прошлой неделе бывший командующий Дальней авиацией генерал-лейтенант Анатолий Жихарев по случаю 105-летия со дня основания в России дальней авиации, сообщил, что наносить (в случае чего) удар возмездия лучше всего через Арктику, поскольку там нет в достаточном количестве средств поражения у вероятного противника.

Читайте также: Удар возмездия может быть нанесен из Арктики — бывший командующий ДА ВКС

Своеобразный обмен любезностями между российскими и американскими коллегами, таким образом, можно считать успешно осуществленным.

Безусловно, в наш обзор не попали и не могли попасть все интересные события, связанные с жизнью Арктики и Севморпути, но эта тема неисчерпаема, как сама Арктика, поэтому с некоторой ограниченностью обзора приходится мириться.

Я надеюсь, что в новом году поток событий в арктическом регионе будет не менее интенсивным, за исключением, быть может, обмена любезностями между военными.

Читайте также предыдущий обзор: Американские адмиралы и российские чиновники о будущем Арктики — обзор

ИА Красная Весна продолжает следить за новостями региона.