24
мая
2021
  1. Наша война
  2. Образование в России
Юрий Высоков / ИА Красная Весна /
В какие-то моменты Анна понимала, почему так живет — тоже ведь для себя

Как учительница напугала интернет. Рассказ

Константин Трутовский. Сельская учительница (фрагмент). 1883
Константин Трутовский. Сельская учительница (фрагмент). 1883
Константин Трутовский. Сельская учительница (фрагмент). 1883

Эту историю генералу Виктору рассказала его дочь. Мать одной из студенток музыкального училища в Москве, Анна, преподавала в школе в областном центре.

В эпоху интернета, мессенджеров и корейских мультфильмов ученики почему-то по-старому любили ее. Громко здоровались, встретив на улице, приходили к ней домой.

И она, как делали раньше и как никто уже не делал сейчас, приходила домой к проблемным ученикам, разбиралась, в чем дело.

Анна родилась в деревне и хорошо понимала: если неблагополучный ребенок почувствует малейший запах формализма, на что-либо надеяться бесполезно. Он будет «раскручиваться» против тебя все сильнее.

Дети из трудных семей слушали ее на уроках литературы, сжав зубы. Они привыкли распоясываться на других занятиях и хотели делать то же самое на ее уроках, но что-то их удерживало.

Один парень, дважды остававшийся на второй год Сергей, сын наркоманов, в какой-то момент даже понял, что — и сказал одноклассникам:

«Потому что ее боль больше нашей».

Может, это была и останется единственная человеческая мысль Сергея за всю его жизнь. И совершенно непонятно, как она к нему пришла, и тем более — как ему удалось ее выразить.

Сергей был прав. Как немалой части российских женщин ее возраста, Анне довелось пережить и не прекращавшееся никогда безлюбие, и обманы, и тяжелейшие смерти близких людей.

Но она несла в себе тайну, которая не только не позволила бедам сломить ее, но помогла перемениться той единственной переменой, которая превращает человека в незаменимого для других — когда он становится свободным от бесконечного внимания к себе и вообще излишней заботы о неважном.

И эта незаменимость Анны получала подтверждение каждый день.

В один из таких дней класс с детьми с окраин областного центра все-таки вышел из-под контроля и отдался привычной стихии.

Как раз Сергей включил на уроке магнитофон, и дети впервые перестали слушать свою учительницу, которую до того слушали, хотя и почти не понимали.

Криком, похожим на крик роженицы, Анне Владимировне удалось заставить их замолчать. Но дальше нужно было чем-то продолжить.

Со средневековым пылом она обрушилась на малолетних наполовину преступников.

— С этой музыкой с ударами по бочке, скрежещущей, с вашим битьем мотоциклов, пьяными выходками вы играете со смертью. Потому что не знаете, что с ней делать. Вы, подростки, поняли, что она есть, а как ответить, не знаете. Но гордитесь, что поняли, и всем показываете. И говорите: «Давайте с нами в гибель!»

Caroline van Deurs. Не по годам. 1914
Caroline van Deurs. Не по годам. 1914
1914годам.поНеDeurs.vanCaroline

Анна и от себя не ожидала этих слов, и понимала, что они очень сложные для восьмого класса, тем более такого, который по своему умственному и «душевному» развитию с трудом дотягивал и до третьего. Но дети затихли гораздо сильнее, чем после ее крика.

Через полминуты тишины один из парней подал голос:

— Анна Владимировна, расскажите еще.

Она вдруг поняла, что ей удалось напугать их больше, чем той смерти, о которой они во всех подробностях узнали из интернета и телефонов.

Но тут же Анна почувствовала себя словно виноватой: ведь показав луч надежды, нельзя моментально лишить его.

Бабушка, которая ее воспитывала, танцевала лучше всех не только в деревне, а и во всем районе. И в советские годы ее постоянно звали на конкурсы, в том числе в Москву.

А ее научила танцевать в раннем детстве, еще до войны, ее бабушка.

В этих движениях совершенно не было вычурности. Они были едва заметны, однако требовали включения всего тела.

Родившаяся в конце XIX века бабушка Лида начинала как-то медленно топать, потом постепенно расходилась, всё сильнее и сильнее. К топоту добавлялись волнообразные движения руками, постепенное вращение — и в какой-то момент она становилась похожа на березу, попавшую под сильный ветер.

Ее внучка и бабушка Анны Владимировны так и говорила уже своей внучке: «Наблюдай за деревьями, когда ураган». А они часто случались в мае-июне в области.

Анна не танцевала лет десять. Собственно, единственным местом, где ей приходилось это делать, была деревня, куда раньше ей время от времени удавалось приезжать, пока были живы родители.

Вкратце рассказав о том, чему ее научили, она попросила ученика найти в соцсети одну южнорусскую песню под гармонь и ложки с трещотками и стала легонько притопывать.

Класс смотрел завороженно.

Отсутствие «практики» у Анны компенсировалось в тот момент неизвестно откуда взявшимся большим напряжением.

Неизвестно откуда — потому что подумать — так она легко могла уйти из школы и пойти в другую, более благополучную. В конце концов, сменить профессию, как сделали многие ее знакомые по пединституту.

В какие-то моменты Анна понимала, почему так живет — тоже ведь для себя. Потому что только эта необходимость постоянно поддерживать внутреннее напряжение могла утолить боль. И стоит этому напряжению снизиться, как боль разорвет ее.

Это и было смыслом танца, исполненном перед учениками. В какой-то момент она уже забыла, кто она, какие имеет фамилию, имя и отчество, социальное положение и достаток.

На несколько минут Анна стала той самой березой, уничтожаемой и не уничтоженной бурей.

Береза хочет жить и потому танцует.

Аркадий Рылов. Зеленый шум. 1904
Аркадий Рылов. Зеленый шум. 1904
1904шум.ЗеленыйРылов.Аркадий

В класс сбежались чуть ли не со всей школы. Под конец танца пол трясся так, что, казалось, уже не новое здание этого не выдержит.

А у самой Анны было впечатление, что на эти двадцать минут ей удалось отогнать насевший на ее учеников мрак, с интернетом, наркотиками и жуткой жизнью в жутких семьях.

Она дышала не тяжело. Наоборот — как-то просветлела, без спешки надела обувь и стала спокойно рассматривать собравшихся.

— Ничего особенного, — сказала она, чтобы вывести зрителей из ступора. — Это южный танец, которому научила бабушка. Раньше исполняли во время посевной.

И ученики чувствовали, что хищный интернет и всё прочее хищное, как будто отошли на шаг — от ярости ее танца.

И они, мечтавшие быть, как бандиты из фильмов и сериалов, которые они смотрели, даже и думая взять в руки книгу, были вынуждены считаться с показанным.

Они уже хотели быть похожими на Анну Владимировну. Потому что интернет и все, что они любили, только подслащал пилюлю горькой и малоперспективной жизни, а здесь намечался выход.

Продолжение следует

Читайте предыдущие части:

15. Почему люди слушают музыку
14. Случай в Берлине. Русский таксист отомстил за хит
13. Что делали сбежавшие нацисты 10 мая 1945
12. «Да, недорезал Гитлер этих свиней!»
11. Восток Украины ждет крымский сценарий?
10. НАТО стоит в Киеве, а Россия — в Харькове
9. В Донбассе продолжился расстрел Белого дома. Рассказ
8. Учились вместе — теперь воюем. Русский генерал против бандеровцев
7. Генерал НАТО нацелен стереть Сербию с лица земли. Рассказ
6. Генерал НАТО призвал вспомнить о Наполеоне и Гитлере
5. Разгром Украины остановит Третья мировая
4. «Мирных убивайте, сколько хотите, — вам согласовали»
3. НАТО бросило «неподатливый материал» Украины на Россию
2. Украина наступает в Донбассе под руководством НАТО
1. «Россия — он искренне хотел, чтобы ее не было». Рассказ о войне в Донбассе
Нашли ошибку? Выделите ее,
нажмите СЮДА или CTRL+ENTER