СПбГУ — это в первую очередь преподаватели и научные работники, являющиеся носителями научных школ и традиций обучения студентов на факультетах и кафедрах СПбГУ.

Забота о зданиях, а не о людях — что не учтено в плане переезда СПбГУ?

Аудитория СПбГУ
СПбГУАудитория
Аудитория СПбГУ
Изображение: Скопина Ольга © ИА Красная Весна

Представленный недавно проект нового размещения для СПбГУ обещает удобство, простор, развитие и толчок в развитии науки. По проекту под единый университетский кампус планируется отвести участок площадью в 150 га. На нем должны быть размещены как учебные корпуса и общежития на 25 тысяч студентов, так и спортивные объекты, медицинский комплекс, площадки для проведения конференций и так далее.

Всё ли учли проектировщики нового «единого кампуса» для СПбГУ? Ту ли проблему они решают? Или они думают о несколько вторичных вещах, и их действия могут привести к бесполезным затратам и нанести вред старейшему вузу города?

Свое мнение о планах переезда СПбГУ в единый кампус рассказал корреспонденту ИА Красная Весна один из сотрудников физического факультета СПбГУ.

Корр.: Какую проблему, на ваш взгляд, стоило бы решить в Университете в первую очередь?

Собеседник: Основа университета — это не здания, а преподаватели и студенты. Одна из серьезнейших проблем факультетов, которые в Петергофе — то, что очень мало желающих туда из Санкт-Петербурга ездить. На мой вопрос, почему выпускники физмат школ поступают не к нам на физфак, а в Политех, ИТМО или ЛЭТИ, у них один ответ: далеко ездить. Обычно получается 1 час 40 мин в одну сторону. Поэтому основная часть поступающих теперь — иногородние. Так что проблема, скорее, состоит в том, чтобы вернуться в центр города, а не сменить один пригород Санкт-Петербурга на другой, при этом менее удобный преподавателям.

Корр.: А где в основном проживают преподаватели?

Собеседник: На физфаке примерно половина преподавателей живет в центре Санкт-Петербурга, половина — в 23-м квартале Петергофа, где им дали жилье при переезде физфака в Петергоф. Сейчас часть занятий проходит в Петергофе, часть — в центре города, что позволяет тем, кто живет в центре Санкт-Петербурга, вести значительную часть занятий недалеко от дома. А те, кто живет в Петергофе, также ведут занятия недалеко от дома — в Петергофе. Ездить в Пушкин ни из центра, ни из Петергофа никто не будет. Проще найти другое место работы.

Корр.: Есть какие-либо иные препятствия для переезда, кроме транспортных?

Собеседник: Научные установки с места на место просто так не перевезти. И стоят они очень дорого. По официальной информации, в 2018 году в СПбГУ имелось 26 ресурсных центров с дорогостоящим оборудованием на 7 миллиардов рублей, плюс еще имеются уникальные научные установки на физфаке и химфаке. И требуются как минимум 5 лет и большие денежные вложения, не говоря о труде высококвалифицированных специалистов, для создания к этому оборудованию соответствующей инфраструктуры.

Читайте также: Старейший университет СПбГУ — на выселки? Что говорят студенты и профессура

Перевезти их на новое место — проблема, мягко говоря. Если все 45 миллиардов рублей на перемещение старого и закупку нового оборудования потратить, этого, конечно, хватит. Только никто все деньги на это тратить не будет. Лучше найти на порядки меньшие суммы на ремонт имеющегося оборудования. А то часто возникают ситуации, что прибор стоимостью миллионы долларов не работает из-за того, что нет нескольких тысяч, а то и сотен долларов для закупки вышедших из строя частей, поскольку при закупке приборов ректорат заранее не предусмотрел создание денежного фонда для ремонта оборудования.

Проблема взаимодействия между факультетами из-за отсутствия единого кампуса — надуманная. В настоящее время можно без проблем общаться в реальном времени с людьми в разных точках мира, а не то что между разными факультетами СПбГУ в одном городе. Но вот сделать нормальный беспроводной доступ к интернету во всех помещениях СПбГУ и увеличить в разы количество компьютерных классов и все их оснастить проекторами, а также упростить доступ студентов к вычислительным ресурсам — это насущная проблема.

Создание в СПбГУ инфраструктуры, делающей проведение видеоконференций и доступ к вычислительным ресурсам простыми и удобными для преподавателей и студентов — это реальная насущная задача, позволяющая СПбГУ быстро продвинуться вперед в рамках озвученной руководством страны стратегии развития цифровой экономики. Перенос кампуса не только не ускорит решение этой задачи, но отодвинет ее на долгое время.

Надо решать реальные проблемы университета, а не надуманные.

Корр.: У проблемы нехватки площадей нет решения?

Собеседник: Казалось бы, в Петергофе вокруг зданий университета полно пустых, не используемых земель. Если есть желание строить новые здания и нет возможности делать это в центре города — надо строить рядом с имеющимися, при необходимости решив через правительство проблему собственности на эту землю. Но не в отсутствии единого кампуса проблема.

Читайте также: Проект единого кампуса СПбГУ — преподаватели ничего хорошего не ждут

Вновь образованные факультеты почему-то не рвутся в Петергоф, а, наоборот, стараются закрепиться в центре города. Да и тем факультетам, которые сейчас в Петергофе, лучше бы начать возвращаться в центр города. Начать строить общежития на Васильевском острове, оборудовать максимальное количество доступных зданий для учебного процесса и после этого переносить практически все учебные занятия на Васильевский остров. А ресурсные центры и те научные лаборатории, где имеется оборудование, переместить которое затруднительно, оставить там, где они имеются.

Но без планов возврата в центр города у старых факультетов проблем с помещениями сейчас нет. Тем более что прием сокращают, преподавателей тоже.

Корр.: Происходят сокращения?

Собеседник: Да, сейчас у нас в результате сокращений остались только специалисты экстра-класса. Им найти новое место работы несложно.

Корр.: А в чем причина сокращений?

Собеседник: Сокращения происходят не только в СПбГУ. Правительство и Министерство науки и высшего образования добиваются сокращения в одинаковой пропорции преподавателей во всех вузах. Что в заведениях, только носящих название «вуз», а реально не дающих высшего образования, что в ведущих вузах. Они требуют увеличения нагрузки на преподавателей до 15 студентов на одного преподавателя.

Читайте также: Противник переноса СПбГУ в Пушкин: переезд будет форменной катастрофой

На любые протесты против сокращений выставляется претензия к нам — что мы «плохо работаем», из-за чего СПбГУ проваливается в мировых рейтингах. А то, что физфак по публикациям мирового уровня (индексируемых в WOS и Scopus) обеспечивает очень значительную часть публикаций всего СПбГУ и среди физических факультетов вузов РФ уступает только МГУ, игнорируется. Нам говорят, что факультет должен конкурировать не с факультетами вузов, а с целыми вузами — МФТИ и МИФИ, у которых бюджетное финансирование несоизмеримо выше.

Корр.: А что помогло бы улучшить ситуацию в вузе?

Собеседник: Проблема не только с СПбГУ, а со всеми ведущими вузами. Надо восстанавливать академические свободы и уменьшать бюрократизацию. В первую очередь — уменьшать влияние на дела вузов административного аппарата. Соблюдать баланс между централизацией и децентрализацией. Те вопросы, которые могут быть решены на уровне кафедр, решать на уровне кафедр и не выносить на уровень факультетов. А те вопросы, которые могут быть решены на уровне факультетов, решать на уровне факультетов и не выносить на уровень всего СПбГУ.

Надо восстановить выборность ректоров ведущих вузов. Ректор — это не феодал, получивший во владение собственность вместе с крепостными работниками, и не работодатель, нанимающий рабочую силу. Это должен быть ученый мирового уровня, способный на основе присущих научно-образовательному сообществу традиций академических свобод воплотить в жизнь современные тенденции развития науки и образования.

Читайте также: Перенос СПбГУ в «единый кампус» — чей-то коммерческий проект?

Надо увеличивать роль факультетов и кафедр — вернуть им права, часто отбираемые в последние годы ректорами вузов. Что якобы повышает управляемость вузом, а реально приводит к повышению бюрократизации. Увеличивать роль выборных органов вузов и факультетов: ученых советов, диссертационных советов. Выводить их из-под влияния ректоров, проректоров, деканов, директоров институтов. Не допускать реорганизации факультетов (с выборной администрацией) в институты (с назначаемой ректоратом администрацией).

Решать вопросы, затрагивающие жизненно важные интересы работников СПбГУ, типа переноса помещений СПбГУ на новое место, с учетом мнения работников. СПбГУ — это в первую очередь преподаватели и научные работники, являющиеся носителями научных школ и традиций обучения студентов на факультетах и кафедрах СПбГУ, а во вторую очередь студенты, ради обучения которых существует СПбГУ. И именно мнение преподавателей, научных работников и студентов должно быть решающим в вопросах переезда.

Надо увеличивать финансирование научной деятельности. Финансировать поездки с докладами на ВСЕ конференции международного уровня, труды которых публикуются в изданиях, индексируемых в WOS и Scopus — а не призывать ездить на конференции за свой счет, уходя в отпуск за свой счет. Оплачивать ВСЕ публикации в журналах Open access, входящих в WOS или Scopus — это обычно от $600 до $2 000 за публикацию, так как всё большее количество престижных научных журналов переходит на такой механизм финансирования вместо оплаты подписок на журналы организациями. Восстановить базовое бюджетное финансирование кафедр.

Читайте также: Очень трудно добираться. Далеко или близко «единый кампус» СПбГУ?

Денег на решение упомянутых проблем требуется на порядки меньше, чем на переезд, а результаты будут заведомо выше. СПбГУ — это прежде всего люди: студенты, преподавательский состав, научные работники. Нельзя относиться к преподавательскому составу как к наемной рабочей силе. В казарме научные открытия не делаются, и высококвалифицированные кадры, умеющие работать в условиях свободного выбора, не подготовить. Коллектив должен иметь возможность участвовать в принятии решений, касающихся важнейших вопросов развития вуза.

Нашли ошибку? Выделите ее,
нажмите СЮДА или CTRL+ENTER