Знамена рейха к Мавзолею солдаты несли в перчатках — не хотели их касаться
Парад Победы 1945 года оброс мифами. Почему не вынесли на Красную площадь Знамя Победы? Действительно ли пса, награжденного медалью «За боевые заслуги», несли на кителе Сталина?
Об этом уникальном параде рассказал корреспонденту ИА Красная Весна доцент кафедры истории МПГУ, преподаватель и полковник запаса Владимир Аркадьевич Литвиненко.
ИА Красная Весна: Владимир Аркадьевич, расскажите, пожалуйста, в чем были особенности того парада, прошедшего 75 лет назад?
— Особенность парада заключалась в том, что в нем принимали участие именно те, кто прошел с боями всю войну. Разумеется, попали не все — отбирали по росту, по наградам. Строй есть строй.
Еще один показательный факт. Знамя Победы было доставлено из Берлина специальным поездом, но во время тренировок, по воспоминаниям участников, те, кто водружал знамя над Берлином, прошли плохо, строевая выучка была, мягко говоря, никакая. Кроме того, командир батальона 150-й Идрицко-Берлинской стрелковой дивизии Степан Неустроев был ранен — ноги были прострелены, и он четко шаг печатать не мог.
И тогда Сталин сказал, что Знамя Победы нести не будем. Если не могут нести те, кто водружал, значит, никто не будет нести.
Жуков приказал отправить его в музей Вооруженных сил. Это было справедливо. Казалось бы, мелочь, но говорит о многом.
Далее. Как правило, в параде принимали участие части местного гарнизона. В Москве — Московского. Но в этом параде участвовали все. Даже поисковые собаки отдельной саперной бригады. С этим случаем вообще связана отдельная история: якобы самого заслуженного пса Джульбарса, единственного четвероногого солдата 14-й саперной бригады, действительно награжденного медалью «За боевые заслуги», на параде несли на руках, на кителе Сталина.
Пес получил ранение перед самой Победой и не смог восстановиться. Его выхаживали всем батальоном разминирования, не жалея ни средств, ни сил. Но было ясно, что, хотя непосредственная угроза жизни миновала, участвовать в Параде Победы Джульбарсу вряд ли доведется.
Командир парадного батальона, главный кинолог СССР подполковник Александр Мазовер доложил об этом маршалу К. К. Рокоссовскому, тот — Верховному, а Сталин приказал нести Джульбарса на руках, на своем кителе. Миф, скорее всего.
Кадры хроники этот момент не зафиксировали. Не упоминается об этом и в мемуарах участников парада. Но даже если и так! Сам факт существования подобного мифа очень символичен. Только по-настоящему значимые исторические события обрастают мифами, да еще и такими. Так что парад 1945 года действительно был особенным.
Ну и самая главная особенность того парада — знамена и штандарты поверженного врага, брошенные к подножию Мавзолея.
По указанию Генштаба в Москву из Берлина и Дрездена доставили около 900 единиц трофейных знамен и штандартов. Из них отобрали 200 знамен и штандартов, которые под охраной поместили в специальном помещении. В день парада их в крытых грузовиках доставили на Красную площадь и передали бойцам парадной роты «носильщиков».
Вражеские знамена и штандарты советские воины несли в перчатках, подчеркивая то, что даже в руки древки этих символов брать омерзительно. На параде их будут бросать на специальный помост, чтобы штандарты не коснулись мостовой священной Красной площади. Первым бросят личный штандарт Гитлера (штандарт одной из первых дивизий СС, где на знамени было имя Гитлера), последним — знамя армии Власова. Позднее этот помост и перчатки сожгут.
ИА Красная Весна: На Ваш взгляд, к этой дате стоило ли властям провести какие-то дополнительные информационные акции, в СМИ, например, или как-то дополнить чем-либо сам парад, если в нем чего-либо не хватало?
— В параде не может чего-то не хватать. Это воинский ритуал, досконально прописанный в воинских уставах. Театральщина здесь недопустима. Он всегда проходит (и должен проходить) в раз и навсегда установленном порядке. Меняется оружие, меняется формат парада (добавляется авиационная часть, например, а вот кавалерия исчезает). Но сам ритуал остается неизменным. В сети гуляло мнение: едва ли не полностью реконструировать парад 1945 года. Этого ни в коем случае делать нельзя! Парад открывает легендарный Т-34, проходит рота солдат в форме 1945 г. Этого достаточно. А вот что действительно можно было бы сделать, так это параллельно реальному параду, на больших экранах, которые смонтированы на Красной площади, показать ТОТ парад, синхронизировав их по времени. Полагаю, большого труда это не составит, но эффект был бы сильный.
Но вернемся к параду 1945 г. Заместитель начальника Генерального штаба генерал армии С. М. Штеменко вспоминает: «Верховный Главнокомандующий приказал нам продумать и доложить ему наши соображения о параде в ознаменование победы над гитлеровской Германией, при этом указал: „Нужно подготовить и провести особый парад. Пусть в нем будут участвовать представители всех фронтов и всех родов войск…“». Но сейчас мы отмечаем круглую дату 75 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне. Если парад проводится именно в этот день, думаю, по всем СМИ нужно напомнить именно о том параде, показать кадры хроники. Полагаю, это было бы правильно.
Ну и главное: сколько можно делать вид, что Мавзолея Ленина на Красной площади нет? Ведь он же там есть! Именно к его подножию летели фашистские знамена в июне 1945 г.
И именно портрет Ленина был на гвардейских знаменах, которые наши деды пронесли через всю войну, от стен Москвы, где родилась советская гвардия, до Берлина. Мы чего стесняемся? Своей истории? Так это не бесплатное удовольствие.
Еще М. Ю. Лермонтов писал: «Так храм оставленный — всё храм, Кумир поверженный — всё бог!». К тому же я не уверен, что Храм оставлен, а Бог повержен. Пересмотр некоторых постулатов, преподававшихся в курсе научного коммунизма, необходим. Это всегда полезно, особенно после серьезных политических потрясений. Но бросаться в крайности, отказываться от своей истории — это уже слишком! История — дама суровая. Она глупостей не прощает. И очень строго спрашивает за невыученные уроки. А двоечников вообще выгоняет из класса, безжалостно стирая их с политической карты мира.
(продолжение следует)
Читайте другие интервью историка, полковника Литвиненко:
Денацификации Европы не было! — интервью историка, полковника запаса
Справедливость — это когда дети элиты идут воевать — полковник запаса