Глава МИД Сергей Лавров выбрал идеальное время, чтобы вспомнить о каталонском деле — за десять дней до региональных выборов

Какая в Испании демократия? Слова Лаврова вызвали бурю на родине Борреля

Изображение: Грук Андрей © ИА Красная Весна
Аллегорическая статуя Барселоны на площади Каталонии, Барселона, Испания.
Аллегорическая статуя Барселоны на площади Каталонии, Барселона, Испания.

Визит главы дипломатии Евросоюза Жозепа Борреля в Россию отозвался таким звучным эхом в Испании, которое стихнет только после региональных выборов в Каталонии.

Но обо всем по порядку. В Москве Боррель встретился с главой МИД РФ Сергеем Лавровым. На итоговой пресс-конференции европейский гость поведал, что «естественно» потребовал от российских властей освободить оппозиционера Алексея Навального и «тысячи» задержанных на протестах. В лучших традициях российского МИД Лавров указал Евросоюзу на двойные стандарты. Поскольку Боррель по национальности каталонец, российский дипломат подобрал пример, который должен быть Боррелю близок: каталонское дело.

Лавров указал на поведение испанского правительства после того, как в 2019 году каталонские политики-националисты были осуждены на длительные сроки тюремного заключения — до 13 лет лишения свободы за организацию процесса отделения региона от Испании. В числе прочего — незаконного референдума о независимости Каталонии 1 октября 2017 года.

Отметим, что бы ни писали отечественные и зарубежные СМИ, Лавров не сравнивал Навального с каталонскими политиками. Это было бы просто смешно, тогда село в тюрьму или отправилось в бега реальное руководство региона. Лавров указал на поведение Испании, когда другие страны Евросоюза назвали уголовный процесс и приговор испанского суда политизированными.

«Судебные власти Германии и Бельгии обращались к испанскому руководству с призывом отменить политизированные приговоры, приговоры, принятые по политическим мотивам. Испанские власти ответили: вы знаете, у нас есть наша судебная система, и даже не думайте сомневаться в тех решениях, которые мы принимаем в наших судах, по нашим законам. Это ровно то, что мы хотим от Запада в плане взаимности», — заявил глава российского МИД.

Иными словами, если Испания считает свою судебную систему правильной, суверенной и не принимающей политизированные решения, то позвольте и нам считать таковой нашу судебную систему.

Краткой отсылки Лаврова к каталонскому делу было достаточно, чтобы в Испании взорвалась бомба. Уж очень удачно было выбрано время — чуть более недели до выборов в Каталонии, когда сторонники упомянутых Лавровым политиков-националистов настроились на реванш. Испанские СМИ тут же бросили переживать о судьбе Навального и начали обсуждать то, что им действительно интересно. Первой ласточкой стал бывший глава Каталонии Карлес Пучдемон, скрывающийся от испанского правосудия. Выступая по видеосвязи во время предвыборного митинга своей партии «Вместе за Каталонию», Пучдемон припомнил все меры, которые центральное правительство предприняло в 2017 году для сохранения территориальной целостности Испании. Среди них и силовой разгон протестующих, и роспуск регионального правительства и парламента, и осуждение политиков-сепаратистов на крупные тюремные сроки. В заключении своей речи Пучдемон призвал Борреля не читать нотаций Лаврову.

Тут в заочную дискуссию вступила глава испанского МИД Аранча Гонсалес Лайа. Конечно, сделай она это с меньшим пафосом, масштаб скандала был бы иной, но очевидно, очень хотелось указать России на место. Гонсалес Лайа заявила, что сравнивать Россию и Испанию она не будет, так как такие сравнения «одиозны», что Испания — это полноценная демократия, в которой нет политических заключенных, есть только заключенные политики. Уровень демагогии испанского министра иностранных дел тут же оценили в российском МИДе, назвав это высшим пилотажем западной пропаганды.

Однако пафос ее высказывания услышали не только в России, но и дома. В первую очередь — коллеги по коалиционному правительству. Так, второй вице-премьер коалиционного правительства Пабло Иглесиас — ультралевый политик, заигрывающий с сепаратизмом, заявил, что демократия в Испании неполноценна, так как каталонские лидеры либо находятся в тюрьме, либо скрываются от правосудия в Брюсселе.

«Не знаю, кому верить. Госпоже Гонсалес, которая утверждает, что Испания — пример демократии, или вице-премьеру испанского правительства, который говорит, что (Испания) далека от нормальной ситуации в демократических вопросах», — заявила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова.

«Вынос сора из избы» Иглесиасу не простили. Правоцентристские «Народная партия», «Граждане» и ультраправая «Голос» (территориальную целостность в Испании традиционно отстаивают правые) вызвали главу МИД и вице-премьера «на ковер» в Конгресс депутатов, для разъяснений.

«Народная партия» предложила премьер-министру Испании Педро Санчесу отправить Иглесиаса в отставку, если тот не откажется от своих слов об отсутствии демократии в Испании. За подрыв имиджа Испании за рубежом отставки Иглесиаса потребовали и социалисты — экс-руководители правящей Испанской социалистической рабочей партии, подписавшие соответствующее открытое письмо.

Дискуссия о степени полноценности испанской демократии и наличии политзаключенных разворачивалась на фоне истории с тюремным заключением известного левого рэпера Пабло Хасселя. Как раз в первой половине февраля он должен был явиться в тюрьму для отбывания своего срока. К лишению свободы рэпер был приговорен за одну песню и 64 твитта.

В песне «Хуан Карлос де Бурбон» рэпер называл представителей королевского дома, включая заслуженного короля Испании Хуана Карлоса I, который недавно покинул родину на фоне коррупционных скандалов, паразитами, мафиози, ворами, преступной бандой. В сообщениях в Twitter Хассель писал, что гордится теми, кто отвечает на агрессию полиции, обвинял полицейских в убийстве мигрантов, требовал положить конец «фашистской монархии», которая позволяет полиции бить даже журналистов. За такого рода высказывания суд приговорил рэпера к штрафу в размере более 20 тыс. евро, двум годам и девяти месяцам тюрьмы.

Поэтому в то время как глава испанского МИД называла любые сравнения Испании и России «одиозными», ее собственная творческая интеллигенция, во главе с Педро Альмодоваром, Хавьером Бардемом, Хуаном Мануэлем Серратом и другими написала открытое письмо, где сравнила Испанию с Турцией и Марокко. Ультралевая коалиция «Унидас Подемос», возглавляемая все тем же Иглесиасом, тут же внесла на рассмотрение законопроект об исключении восхваления терроризма и оскорбления короны из разряда уголовных преступлений.

Дело, понятно, не в каталонском деле или рэпере Хасселе или демократии. Ультралевой части правящей коалиции, видимо, очень хочется добиться полного ее «разгула» в виде распада страны на удобные для Евросоюза регионы. А для этого нужно избавить от тюремного срока каталонских политиков-сепаратистов, смягчить наказание за мятеж и убрать из УК наказание за восхваление терроризма.

Кстати, если дело каталонских политиков и похоже на дело Навального, то только тем, что обычные люди таких привилегий не имеют. В конце января, за две недели до региональных выборов каталонские власти предоставили им режим «полусвободы», несмотря на то, что они едва отсидели четверть своего срока. Заключенный, находящийся в режиме «полусвободы», должен только ночевать в тюрьме по рабочим дням. Все остальное время он свободен и может принимать участие в предвыборных мероприятиях. Что они и сделали. Итоги выборов покажут, удалось ли сторонникам отделения региона взять реванш.