Вакцинация добровольная? — Нет, массовая. Факты о вакцинации в России
В январе 2021 года в России официально стартовала массовая вакцинация от новой коронавирусной инфекции. К исходу восьмого месяца прививочной кампании вице-премьер РФ Татьяна Голикова назвала цифры — по официальным данным привито более 37 млн граждан, а первый компонент вакцины получили свыше 44 млн человек.
Вместе с тем ясно, что кампания пошла не так гладко, как планировали власти. Недоверие к вакцинам, сопротивление населения, появление новых штаммов коронавируса — все это внесло свои коррективы. Кроме того, все громче звучат голоса специалистов-медиков, выступающих против массовой вакцинации по причине уже проявившихся высоких издержек для здоровья граждан.
Попробуем разобраться, что же происходит с кампанией по антиковидной вакцинации граждан России.
Сроки
Изначально массовую вакцинацию от коронавируса планировалось завершить к лету 2021 года. Так, 20 января министр промышленности и торговли Денис Мантуров в программе «Соловьев-live» заявил, что кампания по вакцинации может завершиться к июню и за первые полгода в регионы для этого планируется направить около 70 млн доз вакцины.
Но быстро стало понятно, что в такой короткий период вакцинацию завершить не удастся. И не по причине нехватки вакцины, а в силу нежелания граждан прививаться. Уже в начале марта сроки кампании начали сдвигаться. Премьер-министр России Михаил Мишустин заявил, что «основной объем массовой вакцинации» планируется завершить до осени 2021 года.
Однако уже к концу июня Кремль признал, что и эти сроки несбыточны: в лучшем случае удастся привить не более 30-35% граждан. График вакцинации 60% населения опять сдвинулся «вправо», и новый временной ориентир завершения кампании — конец 2021 года. Но если учесть, что за 8 месяцев удалось привить лишь 30% граждан, а до конца года осталось только 4 месяца, то и новый срок выглядит нереалистичным.
Или власти собираются принять какие-то экстраординарные меры?
Принуждать нельзя, но губернаторам — можно
Массовая вакцинация от коронавируса в России очень быстро приняла беспрецедентный принудительный характер. При этом федеральные власти, включая президента, высказались против принудительных мер и делегировали соответствующие полномочия региональным властям.
Первым регионом, где ввели обязательную вакцинацию, стала Якутия. Соответствующее решение власти приняли 25 мая. Через три недели аналогичные меры приняли власти Москвы. А далее по России пошел «парад обязательных вакцинаций», затронувший более половины субъектов РФ.
Под каток принуждения попали в основном медики, бюджетники и сотрудники сферы услуг — работники кафе и ресторанов, бань, саун, сферы торговли, клиентских подразделений банков, обслуживающий персонал массовых спортивных, культурных и развлекательных мероприятий, сотрудники общественного транспорта и других сфер. Отказ от вакцинации означает отстранение от работы и потерю зарплаты.
В начале июня 2021 года Минобороны РФ отчиталось о практически полной вакцинации военнослужащих и членов их семей.
Однако законодательные инициативы встретили острую критику, ведь принудительное медицинское вмешательство в организм человека запрещено. Так, доктор медицинских наук, профессор, академик Академии военных наук Владислав Шафалинов заявил, что принудительная вакцинация нарушает Нюрнбергский кодекс:
«Если каким-то дуракам придет в голову фашизм организовывать, они должны помнить, что за этим последует. В Нюрнбергском кодексе как раз было закреплено, что никакое принудительное медицинское вмешательство не может быть ничем обосновано. Ничем — никаким благом для общества, никаким чрезвычайным положением», — отметил эксперт.
В ответ на поднимающийся голос критики в средствах массовой информации началась беспрецедентная кампания по пропаганде вакцины и массовой вакцинации. А улицы российских городов «украсили» билборды с лозунгами «Сколько должно умереть, чтобы ты привился?».
Читайте также: Национальные (и общие) особенности принудительной вакцинации
При этом тон кампании начал принимать навязчиво-агрессивный и даже бесчеловечный характер. Всех, кто не хочет вакцинироваться, стали записывать в мракобесы и «антиваксеры».
Один из вопиющих примеров — высказывание депутата от партии «Единая Россия» Ильшата Аминова о не желающих прививаться гражданах. Он призвал ставить им прививки насильно, как «безмозглым баранам». И таких примеров можно привести много.
Однако в условиях приближающихся выборов в Госдуму РФ навязывание прививок в массмедиа несколько сбавило обороты. Этому вторит и официальная статистика, согласно которой 25 августа коэффициент распространения COVID-19 в России достиг минимума с мая текущего года.
22 августа президент РФ Владимир Путин вновь заявил о недопустимости запугивания граждан и принуждения их к прививкам. По его мнению, нужно не заставлять, а создавать стимулы. При этом соответствующие попытки со стороны чиновников — раздачи продуктов привитым, розыгрыши автомобилей и других ценных призов среди тех, кто вакцинировался, — давно стали притчей во языцех.
Несмотря на заявление Путина, существуют опасения, что после завершения выборов кампания по навязыванию прививок может развернуться с новой силой.
По данным опросов, две трети граждан России настроены категорически против обязательной вакцинации и считают, что решение о том, ставить прививку или нет, должно быть добровольным.
Одной из основных причин, почему граждане не спешат с вакцинацией, несмотря на угрозу заразиться COVID-19, являются опасения побочных эффектов от наскоро сделанных вакцин. Тем более что информации о случаях тяжелых осложнений после прививок становится все больше и больше.
Побочные эффекты
Доктор медицинских наук, профессор Московской медицинской академии, председатель Московского городского научного общества терапевтов Павел Андреевич Воробьев в интервью ИА Красная Весна рассказал об основных побочных эффектах от российских антиковидных вакцин, с которыми уже на практике столкнулись практикующие врачи.
Читайте также: Чем грозит для здоровья принудительная вакцинация отечественными препаратами от коронавируса?
Это массовые случаи поствакцинальных ковидоподобных синдромов, различные тромбозы, миокардиты, отдельные случаи возникновения синдрома Гийена-Барре вплоть до полного паралича тела, тяжелые аллергические реакции, наиболее острым вариантов которых может стать анафилактический шок.
По словам Воробьева, «невозможно составить какую-то точную статистическую картину» побочных эффектов массовой вакцинации из-за отсутствия в России единой базы данных соответствующих случаев осложнений.
При этом, несмотря на явное наличие побочных эффектов, медотводы от вакцинации практически отменены, потому что чиновники «хотят сделать больше уколов вакцинами». Врачи, по его словам, в основном выступают против принудительной вакцинации, однако они «зависимы от начальства» и потому молчат. Тем более что власти очень быстро выявляют медиков, дающих медотводы, и проводят с ними «соответствующую работу».
О побочных эффектах антиковидных вакцин говорит и профессор Шафалинов. Наиболее опасны, на его взгляд, долговременные осложнения, которые вряд ли кто-то будет всерьез исследовать: «Кто будет заказывать эти исследования? Кто будет заинтересован в объективном результате? Ну неужели производитель вакцины, который вложил деньги, взял кредит в банке для того, чтобы построить завод и так далее? То есть он уже вообще весь в системе, ему тяжело реально. Он точно не будет исследовать влияние вакцин на репродуктивную функцию. А кто?».
Читайте также: Принудительная вакцинация — это преступление. Медики не должны бояться об этом говорить
31 августа министр здравоохранения РФ Михаил Мурашко призвал создать в России единую базу данных о вакцинации. Будет ли в нее собираться информация о побочных эффектах вакцин, министр не уточнил.
Беременным и детям приготовиться
С появлением штамма «Дельта» и торможением темпов обязательной вакцинации в России официальные лица все чаще стали говорить о необходимости вакцинировать детей и беременных женщин.
Официозный мейнстрим уже укрепился во мнении, что вакцинация 60% населения недостаточна. Например, главврач «Коммунарки» Сергей Проценко 24 августа заявил, что прививками необходимо охватить 80% жителей страны. А как тут обойтись без беременных и детей?
За вакцинацию беременных, в частности, активно выступил глава Центра имени Гамалеи Александр Гинцбург, и с 25 июня 2021 года Минздрав РФ снял противопоказания для применения вакцины «Спутник V» во время беременности.
Читайте также: Что происходит с вакцинацией беременных от коронавируса?
Однако на массовую вакцинацию беременных женщин российские власти пока что не решились, в стране насчитывается лишь 900 случаев вакцинации таких женщин. В инструкции к «Спутнику V» говорится, что прививать беременную женщину можно лишь в том случае, когда польза перевешивает риски. Как заявил Мурашко, прививку целесообразно ставить с 22-й недели вынашивания плода. А после родов, в период грудного вскармливания, вакцинация пока что не показана.
Однако далеко не все эксперты согласны с точкой зрения Гинцбурга. Прежде всего из-за того, что вопрос безопасности вакцин для беременных женщин еще слабо исследован.
«Я бы не стал экспериментировать на беременных женщинах, кормящих матерях и детях… Здесь ни в коем случае нельзя рисковать. Потому что мы рискуем не только здоровьем матери, но и ребенка. Я бы пока воздержался», — заявил профессор, заведующий кафедрой микробиологии, вирусологии, иммунологии Сеченовского университета, академик РАН Виталий Зверев.
Подобная ситуация развернулась и вокруг вакцинации детей и школьников, тем более что на Западе детям уже вовсю ставят антиковидные прививки. Дело дошло до того, что министр просвещения Сергей Кравцов 28 августа вынужден был опровергать слухи о том, что школьников без прививки не допустят к очным занятиям в школах.
Тем не менее вопрос о вакцинации несовершеннолетних всерьез стоит на повестке дня. Например, 14 июля Гинцбург заявил, что начать ставить прививки школьникам планируется уже с 20 сентября.
С мнением главы Центра Гамалеи не согласны жители России. По данным опроса портала SuperJob, 69% жителей России не готовы ставить антиковидные прививки своим детям.
В условиях приближающихся выборов с Гинцбургом публично не согласилась и уполномоченная по правам ребенка Анна Кузнецова, входящая в первую пятерку списка «Единой России». Она пообещала, что прививки несовершеннолетним будут ставить только с согласия родителей и после появления специализированных вакцин.
30 августа против вакцинации детей выступил гендиректор центра вирусологии и биотехнологии «Вектор» Роспотребнадзора Ринат Максютов: «Мы должны зарегистрировать вакцину с возможностью применения для детей. Но с учетом циркулирующего сейчас дельта-штамма я не вижу оснований для начала вакцинации детей и подростков».
Недостижимый коллективный иммунитет
Главной целью кампании массовой вакцинации в России было формирование так называемого «коллективного иммунитета», который позволит полностью победить пандемию. Как уже упоминалось выше, условием его появления ставилась вакцинация 60% граждан России, что и стало основным ориентиром кампании по вакцинации.
В последние же месяцы, когда в стране стал доминировать более опасный штамм «Дельта», речь пошла о необходимости вакцинировать 80% жителей. 7 июля соответствующее поручение дал глава правительства РФ Михаил Мишустин. А 9 июля глава Роспотребнадзора РФ Анна Попова призвала вакцинировать вообще «все население» страны.
Однако в последнее время ученые заговорили о том, что коллективный иммунитет от коронавируса в принципе невозможен, потому что COVID-19 все время мутирует.
«Вариант „Дельта“ все равно заразит тех, кто привился. И это значит, что любой, кто до сих пор не привит, рано или поздно этот вирус встретит. И у нас нет ничего, что может полностью остановить его передачу», — заявил создатель вакцины AstraZeneca, оксфордский профессор Эндрю Поллард.
Подобное мнение высказала и вирусолог, научный сотрудник Высшего совета по научным исследованиям Испании Маргарита дель Валь: «Коллективный иммунитет можно получить только с помощью вакцин, которые придают (почти) полную устойчивость к инфекции вакцинированным людям, так что вакцинированные люди не могут заразить тех, с кем вступают в контакт. У нас нет этих типов вакцин, и не ожидается, что они будут скоро одобрены».
Более резко высказался лауреат Нобелевской премии за открытие ВИЧ Люк Монтанье. По его мнению, массовая вакцинация в условиях распространения коронавируса приводит к тому, что «появляются варианты вируса, устойчивые к вакцинации».
И если Монтанье прав, массовая вакцинация приведет не к победе над пандемией, а лишь к её усугублению. Это касается и России. Но здесь чиновники пока что не слишком хотят учитывать мнение скептически настроенных ученых.