После прихода к власти одной из задач Хуана Карлоса I было максимально дистанцироваться от фигуры Франсиско Франко. Сейчас аналогичная задача стоит перед его сыном — Филиппом VI

Удастся ли Испании забыть о Хуане Карлосе? Обзор

Франсиско де Гойя. Испанское развлечение. 1825
Франсиско де Гойя. Испанское развлечение. 1825

Третьего августа Хуан Карлос I — заслуженный король Испании, руководивший страной 39 лет после смерти диктатора Франсиско Франко, из рук которого получил корону, покинул страну на фоне коррупционных скандалов. Спешность и тайность отъезда столпа испанской демократии очень напоминали бегство временщика из банановой республики.

Неделю шумели страсти, СМИ гадали, куда именно отправился заслуженный король. Сторонники отделения Каталонии потребовали призвать к ответу тех лиц в правительстве Испании, которые знали о предстоящем отъезде Хуана Карлоса и не воспрепятствовали ему. Монархическая организация попыталась привлечь к ответу политиков за оскорбительные высказывания в адрес бывшего и царствующего монархов, а также династии Бурбонов в целом.

Затем скандал стал потихоньку стихать, из опроса выяснилось, что жители Испании стали немного лучше относиться к королевской семье и Хуану Карлосу. Очевидно, что нехитрая тактика «с глаз долой», избранная для спасения репутации королевского дома Испании, уже приносит свои плоды. Однако 24 августа стало известно, что бывшая подруга короля Коринна Ларсен подала на него в лондонский суд за травлю и преследования с помощью испанской разведслужбы. А это как минимум означает, что короткая передышка между медиа-скандалами вокруг имени Хуана Карлоса завершена.

Читайте также: Испания обсудила крах «хуанкарлизма» — образ заслуженного монарха разрушен

Скандалы, связанные с испанской королевской семьей, не просто неприятны и ставят крест на репутации Хуана Карлоса I, который — как много лет считалось — подарил стране гражданские свободы и осуществил переход от диктатуры к демократии, ими активно пользуются сторонники отделенчества, пришедшие к власти в нескольких регионах страны. Продолжение скандальных разоблачений означает, что националисты и дальше эксплуатировать эту тему в своих политических целях.

В преддверии дальнейшего развития событий стоит вспомнить основные события этого года, которые побудили покинуть родину уже очень немолодого бывшего монарха, который не раз утверждал, что этого никогда не сделает.

В 2018 году швейцарская прокуратура, расследуя ряд дел, обнаружила несколько фондов: лихтенштейнский фонд с русским названием «Загадка» (Fundación Zagatka), принадлежащий племяннику короля Альваро де Орлеансу, со счетов которого были оплачены частные полеты Хуана Карлоса I и Коринны Ларсен, и панамский фонд «Лукум» (Fundación Lucum), первым бенефициаром которого был Хуан Карлос I, вторым — Филипп VI.

Продолжение скандальных разоблачений означает, что националисты и дальше эксплуатировать эту тему в своих политических целях.

15 марта текущего года Филипп VI официально отказался от будущего наследства отца, которое ему могло бы причитаться, а также от любых активов, инвестиций или финансовых структур сомнительного происхождения. Одновременно с этим он лишил заслуженного короля денежного содержания от королевского дома, которое ранее составляло около 200 тыс. евро в год.

В начале июня прокуратура Верховного суда Испании приняла к расследованию дело о предполагаемом отмывании средств и уходе от налогов в связи с «комиссионными» в размере $100 млн, которые Хуан Карлос мог получить за то, что контракт на строительство в Саудовской Аравии скоростной железной дороги между Меккой и Мединой достался испанскому, а не французскому консорциуму, за который хлопотал тогдашний президент Франции Николя Саркози. Этот крупнейший контракт в истории промышленности Испании был подписан в 2011 году, на сумму 7 млрд евро.

Важно отметить, что расследования испанской прокуратуры носят предварительный, досудебный характер, поскольку по конституции Испании Хуан Карлос I до своего отречения от должности в пользу сына в июне 2014 года неподсуден. После этого события Хуана Карлоса охраняет от суда звание «заслуженного короля», который он носит после отречения. Лишить короля-отца этого звания может только сын, Филипп VI, внесением изменений в соответствующий декрет о присуждении званий. Иными словами, ни одного дела на Хуана Карлоса в Испании не открыто, проводятся предварительные следственные действия.

С учетом неподсудности, предложение левого альянса «Унидас подемос» (Unidos Podemos) по созданию парламентской комиссии по расследованию деятельности короля было ожидаемо отклонено юристами испанского парламента. Впрочем, титул заслуженного короля не дает Хуану Карлосу международного иммунитета, который защищает глав государств. Вот почему иск бывшей подруги короля в суд Лондона и неприятен, и опасен.

С весны в прессе с завидной регулярностью печатались все новые и новые подробности расследования швейцарской прокуратуры, банковские документы, выдержки из показаний.

Хуана Карлоса охраняет от суда звание «заслуженного короля», который он носит после отречения.

Из публикации The Telegraph, подхваченной испанской прессой, выяснилось, что большую часть свадебного путешествия будущего короля Филиппа VI и Летисии в 2004 году, которое подарили молодоженам родители: Хуан Карлос I и королева София, оплатил каталонский бизнесмен Джозеф Кузи — старый друг Хуана Карлоса.

Путешествие самого Хуана Карлоса во Французскую Полинезию оплатил тот самый фонд «Загадка». Швейцарская прокуратура подозревает, что часть находящихся там средств могут принадлежать самому королю и иметь незаконное происхождение.

El Español ознакомился с показаниями швейцарского юриста Хуана Карлоса, который сообщил, что в 2011 году король поручил создать структуру в Швейцарии, чтобы хранить вдали от налоговых органов Испании «значительное пожертвование», которое он должен был получить от короля Саудовской Аравии.

Из дальнейших публикаций выяснилось, что сумма в $100 млн, поступившая на счет в швейцарском банке Mirabaud, бенефициаром которого был король Испании Хуан Карлос I, — это подарок короля Саудовской Аравии Абдалла, сделанный по саудовской традиции. По крайней мере, именно так говорится в документах об открытии счета.

El Pais опубликовала откровения бывшей подруги короля — немецкой предпринимательницы Коринны Ларсен. Она сообщила, что Хуан Карлос I перевел ей в 2012 году около 65 млн евро (сумму, эквивалентную в то время $100 млн, полученным из Саудовской Аравии) «из благодарности и любви». Из дальнейших публикаций стало известно, что позже король попросит ее вернуть эту сумму, но она по совету своего адвоката откажется.

Газета El Confidencial сообщила, с 2008 по 2012 годы на счета фонда Lucum, открытого по поручению Хуана Карлоса в швейцарском банке, регулярно приходили средства. Монарх ежемесячно снимал с него более 100 тыс. евро в месяц. Только в 2010 году Хуан Карлос I распорядился 1,5 млн евро «темного происхождения» со своего счета. При этом средства, проходящие по счету, не были задекларированы в налоговых органах Испании.

Только в 2010 году Хуан Карлос I распорядился 1,5 млн евро «темного происхождения» со своего счета.

Более того, часть этих денег адвокат Хуана Карлоса Данте Каноника привозил из женевского банка Mirabaud в королевский дворец Сарсуэла наличными, в чемодане. За одну поездку удавалось перевозить по 200–300 тыс. евро. Король расписывался в получении денег. Таможенное оформление деньги не проходили.

Результаты разоблачений и отъезда Хуана Карлоса не заставили себя долго ждать.

Участники антимонархического митинга в Мадриде назвали постфранкистскую монархию «фашистским наследием». Депутаты испанского парламента от баскской партии Билду (Bildu) предложили провести референдум о способе правления в Испании. О таком же референдуме заговорили и в каталонской парламенте. Антимонархические выступления сопровождали краткий визит королевской четы в Каталонию. Глава региона Ким Торра — единственный из глав регионов Испании, который не приехал на совещание с премьер-министром страны Педро Санчесом, на котором решался сверхважный для всех вопрос — распределение помощи Евросоюза между регионами, потому что на встрече председательствовал Филипп VI.

Каталонский парламент, срочно собравшийся после отъезда Хуана Карлоса I, чтобы выработать общую позицию по отношению к отъезду, принял скандальную резолюцию, полный текст которой не был напечатан в официальной прессе. Пассажи о том, «Каталония является республиканской и поэтому не признает никакого короля, и он ей не требуется» и «франкистском наследии бурбонской монархии» в тексте остались, а фрагмент о «преступности монархии» и пункт, где говорится, что единственным путем для преодоления монархического режима является строительство каталонской республики, загадочным образом исчезли.

Появились известия о лишении Хуана Карлоса золотых почетных медалей. Городской совет Барселоны лишил Хуана Карлоса золотой медали каталонской столицы. Проспект Хуана Карлоса I в Кадисе переименовали в проспект здравоохранения. Очевидно, что это только начало.

После прихода к власти одной из задач Хуана Карлоса I было максимально дистанцироваться от фигуры Франсиско Франко. Сейчас аналогичная задача стоит перед его сыном — Филиппом VI. От выполнения этой задачи зависит не только будущее этой ветви Бурбонов.