Татария и пенсионная реформа. Угрюмое противостояние населения и власти
Пенсионная реформа, как и другие проблемы государства (обманутые дольщики, мусоросжигающие заводы и экология, незатухающее недовольство языковым вопросом), притягивает националистические силы в Татарии. «Всетатарский общественный центр» (ВТОЦ), переименованный из экстремистской организации «Татарский общественный центр» (ТОЦ) (организация, деятельность которой запрещена в РФ) и Шура аксакалов объединяются с совсем уж странными структурами вроде «Антиядерного сообщества Татарстана» в «Советы общественной самоорганизации Республики Татарстан». Они заявляют, что хотят «способствовать созданию и развитию социально справедливого, социально ориентированного государства». Только с учетом того, что националисты давно мечтают отделиться от РФ, нет сомнений, что государство они хотели бы «крохотное, но свое»…
И это происходит на фоне массовых протестов в Татарии против пенсионной реформы. Сразу после того, как 6 июня 2018 года в Госдуму РФ внесли законопроект о пенсионной реформе, в Татарии начались протесты, которые не стихали ни на один месяц, вплоть до конца 2018 года. Первый митинг против пенсионной реформы состоялся 22 июня в Набережных Челнах, в день вторжения фашистских оккупантов на территорию СССР в 1941 году.
Партия «Коммунисты России», которая проводила митинг, выбрала эту дату не случайно. Это было ясно по тому факту, что мероприятие проходило под песню «Журавли», посвященную погибшим солдатам в Великой Отечественной войне. Так людям дали понять, что наши герои «переворачиваются в могилах» от того, что власть устраивает в стране.
Некоторые из собравшихся горожан, а их было, по информации полицейских, до 400 человек, давали интервью. Люди сходу определили ключевые моменты пенсионной реформы: «многие не доживут», «государство перестанет быть социальным», «страна идет к краху».
Местные власти в очередной раз проявили свою недальновидность, поставив условием проведения митинга запрет на использование звукоусиливающей аппаратуры. Это лишь разогрело народ, и в результате пришедшие на митинг выстроились в длинную очередь, чтобы оставить свои подписи против антинародной реформы.
Через пять дней — 29 июня — к протестам присоединилась партия КПРФ, которая организовала согласованный с властями митинг в Зеленодольске. При количестве жителей в городе около 100 тыс. человек на митинг, который проходил в центре города, пришло совсем мало людей — всего около двадцати человек. Уже тогда стало приходить осознание, что старые методы борьбы не работают. Однако системную оппозицию это не остановило и не заставило изменить тактику.
На следующий день — 30 июня — митинг при участии сразу двух партий «Справедливая Россия» и «Коммунисты России» прошел в поселке Юдино, на окраине Казани. Похоже, не осмыслив по-настоящему провал КПРФ в Зеленодольске, испуганные власти постарались не допустить протестов в столице Татарии, выделив для проведения митинга далекий поселок. Неясно, сколько бы пришло на митинг в городе-миллионнике, но в Юдино митинг собрал достаточно много — 150 человек на 17 тыс. жителей.
Так, довольно насыщенно, закончился первый летний месяц, омраченный душком от пенсионной реформы.
Июль начался с попыток сторонников Навального присоединиться к протестам. Они традиционно не согласились на место на окраине города, которое им выделил исполком Набережных Челнов, и вместо запланированного ранее митинга провели 1 июля так называемые прогулки. Это был просто организованный поход группы из 15 человек от бульвара Энтузиастов до площади Азатлык, где находится здание городской мэрии. Ни лозунгов, ни скандирований, ни плакатов — ничего. Когда спину «навальников» не прикрывают маленькие дети, они не рискуют.
В этот же день КПРФ провела согласованные митинги в «химическом центре» Татарии — городе Нижнекамске и в поселке Дербышки под Казанью. Власть по-прежнему боится мероприятий на столь вопиющую тему в столице республики. И в том, и в другом случае на митинги собралось около 200 человек. И нам кажется, что чиновники боятся даже не народа, который при такой крохотной явке ни на что не способен, и не туристов, приехавших в Казань на последний матч ЧМ-2018 по футболу. Чиновники боятся получить нагоняй от руководства республики за то, что под окнами будет назойливо шуметь толпа.
Чиновники из комитета Госсовета Татарии по социальной политике и руководство республики в лице ее главы Рустама Минниханова ответили народу тем, что Госсовет 6 июля одобрил «пенсионку», а Минниханов 19 июня направил положительный отзыв от лица республики в Госдуму РФ.
26 июля партия «Коммунисты России» провела митинг против повышения пенсионного возраста в Набережных Челнах, где потребовали ликвидации Пенсионного фонда РФ. На митинг собралось 200 человек. Это даже меньше, чем было месяцем ранее, значительно меньше. Людям неинтересно простое сотрясание воздуха, и партийцам надо было усвоить урок. Но, забегая вперед — они не усвоили.
28 июля по стране проходят общероссийские акции протеста против пенсионной реформы. Этот месяц глава Татарии путешествует по стране и ближнему зарубежью, поэтому партии КПРФ разрешают провести митинг против «пенсионки» в столице республики, но не в центре, а на западной окраине — в сквере им. Тинчурина. В этот же день митинги КПРФ проходят также в Набережных Челнах, Лениногорске и Елабуге. В Казани, городе-миллионнике, присутствовало около тысячи человек, в Набережных Челнах, втором в республике по количеству жителей — порядка 200 человек.
Следующий месяц сторонники КПРФ начинают с митинга 10 августа в Нижнекамске — порядка 200 человек. Очевидно, что им не удается организовать протест, он не растет. Следующий митинг, 31 августа, они провели в Лениногорске.
В начале августа в борьбу вступили активисты общественно-политического движения «Суть времени» по всей стране. Они начали ежедневно собирать «живые» подписи граждан против пенсионной реформы. Татария не осталась в стороне.
От чиновников в это же время поступают собственные новости на тему пенсионной реформы со специфическим «людоедским» душком. 13 августа начальник МКУ ЗАГСа Набережных Челнов Равиля Зарипова на совещании в мэрии сообщила, что до пенсии не доживают 20% жителей города. 15 августа центр занятости Набережных Челнов инициировал проверку законности сокращения 110 пенсионеров. 17 августа о своей поддержке пенсионной реформы высказался бывший президент Татарии и государственный советник Минтимер Шаймиев.
К осени власти понемногу успокоились, и 2 сентября разрешили КПРФ провести митинг против пенсионной реформы в Казани. «Как бы чего не вышло» — подумали чиновники и разрешили митинг, но… на окраине города. На митинг пришло около тысячи человек, которые требовали отставки правительства Медведева, взамен которого предлагалось сформировать правительство народного доверия. Не обошлось без провокации со стороны «Народно-освободительного движения» (НОД) Евгения Федорова, члены которого развернули транспарант с призывом дать больше власти Владимиру Путину.
9 сентября и в Казани, и в Набережных Челнах прошли несанкционированные митинги сторонников Навального против повышения пенсионного возраста, на которые пришли 500 и 120 человек соответственно. Организаторы митингов в обоих случаях были задержаны полицией.
На следующий день — 10 сентября — Центральный избирательный комитет (ЦИК) РФ отказал Татарстанской подгруппе КПРФ в проведении референдума о пенсионной реформе, сославшись на то, что инициативная группа в Нижнем Новгороде зарегистрировала такую же, по смыслу, заявку на референдум.
Начались спекуляции по поводу пенсионной реформы. 17 сентября в Нижнекамске, а на следующий день в Набережных Челнах поползли слухи об отмене индексаций работающим пенсионерам.
21 сентября в Набережных Челнах под горячую руку властей попались активисты движения «Суть времени», которые собирали подписи граждан против пенсионной реформы. Активистов попытались обвинить в нарушениях при сборе подписей, однако состоявшийся суд не нашел доказательств противоправной деятельности.
22 сентября партия КПРФ снова провела митинги в Казани и Набережных Челнах с провальным результатом 300 и 120 человек соответственно.
Деятельность общественников из «Сути времени» оказалась значительно результативнее. 25 сентября в Администрацию Президента Владимира Путина в Москве был передан миллион «живых» подписей граждан против пенсионной реформы со всей страны, из которых более 14 тыс подписей собрали активисты из Татарии.
3 октября «Суть времени» досдала еще около 50 тыс. подписей против пенсионной реформы, и повис вопрос — что ответит Путин на миллион собственноручных подписей граждан против пенсионной реформы.
Ответа не последовало. Чиновники жили по своему расписанию. 9 ноября партия «Единая Россия» в Набережных Челнах обсуждала выборы в госсовет Татарии в 2019 году, выборы главы республики в 2020 году и выборы депутатов в Госдуму в 2021 году. Депутат заксобрания республики от партии «Единая Россия» Светлана Захарова заявила собравшимся, что пенсионная реформа поставила значительную часть молодежи в оппозицию к правительству, молодежь разочаровалась в партии. К этому времени рейтинг единороссов, по данным «Фонда общественного мнения» (ФОМ), упал на 20%. Таким образом, уже только 31% граждан в ноябре поддерживали «Единую Россию».
После месяца тягостного ожидания стало ясно, что надежды не оправдались. В ноябре общественники из «Сути времени» провели акции протеста по всей стране. В Набережных Челнах на пикетах 18 ноября жителям города показали плакаты с фамилиями депутатов Госдумы и Совета Федерации от Татарии, которые голосовали за пенсионную реформу. 23 ноября в Набережных Челнах в рамках опять-таки общероссийской акции сутевцы пикетировали приемную ЛДПР с требованием присоединиться к иску КПРФ и «Справедливой России» и подать заявление в Конституционный суд для признания незаконности пенсионной реформы.
В последний месяц года — 1 декабря — «Суть времени» провела в Казани и Набережных Челнах одиночные пикеты против пенсионной реформы, а 3 декабря сутевцы начали бессрочную акцию протеста под названием «День людоеда».
Чем же ответила на это власть? 23 декабря на заседании экспертного совета по общественно-политическим и этноконфессиональным вопросам при Казанском федеральном университете профессор, доктор политических наук Андрей Большаков рассказал собравшимся, что 90% населения Татарии не принимает пенсионную реформу, а рейтинг единороссов и лично Путина потерял 20-30%.
Таков сухой остаток угрюмого противостояния народа и власти. А тем временем националистические силы в Татарии спать не будут — им только дай основание, которое позволит повести за собой нагретые самой властью народные массы. Так зачем же власть их сама же и нагревает?